БУРЯТИЯ СПАСЕТ РОССИЮ ОТ РАЗВАЛА?
Смена власти в Монголии
Дмитрий Медведев в Улан-Баторе заявил, что ослабление внимания России к отношениям с Монголией «было неправильным», поэтому президент России предложил развивать с этой страной «новые перспективные проекты». В Монголию Дмитрий Медведев прилетел вскоре после визита в эту страну главы кабинета Владимира Путина, который побывал в Улан-Баторе 13 мая 2009 года. Тогда председатель правительства встречался с монгольским коллегой Санжийном Баяром, президентом Намбарыном Энхбаяром, а также с председателем Великого государственного хурала (ВГХ) Дамдином Дэмбэрэлом.
Визит Владимира Путина должен был поддержать на майских выборах президента прежнего главу государства Намбарына Энхбаяра, лидера правящей Монгольской народно-революционной партии (МНРП). Энхбаяр окончил Литературный институт им. Горького в Москве, он является ярким представителем поколения, которое симпатизирует России. Однако в Монголии уже выросли новые поколения, которые больше тяготеют к США, Японии и западным ценностям. Представители России, впрочем, заявляли о желании развивать межпартийные связи с оппозиционной Демократической партией Монголии (ДПМ), руководителем которой являлся Цахиагийн Элбэгдорж.
Поддержка России не помогла Энхбаяру. 24 мая 2009 года на выборах Элбэгдорж набрал 51,24 процента голосов и победил действующего президента Монголии. Возникла необходимость коррекции внешнеполитического курса России в отношении Монголии и ДПМ, поэтому на встречу с новым монгольским лидером отправился президент Медведев.
Внимание России к маленькой стране на юго-восточной границе обусловлено не только интересом к природным богатствам Монголии, но и новыми геополитическими обстоятельствами. Главную роль в этих обстоятельствах играла начавшаяся смена власти в стране. Правящая МНРП начала уступать кормило власти прозападной Демпартии. Майские выборы президента это показали в полной мере. А то, что монгольские демократы способны взять власть в свои руки, показали выборы депутатов НГХ, прошедшие 29 июня 2008 года. Выборы эти демократы проиграли. МНРП получила 45 из 76 мест в парламенте, ДПМ – 25 мандатов. Таким образом, МНРП получила право сформировать правительство, не вступая ни с кем в коалиции, как это было раньше.
Однако 1 июля 2008 года лидер ДПМ Цахиагийн Элбэгдорж на своей пресс-конференции заявил о многочисленных нарушениях на парламентских выборах. Он призвал к отмене итогов выборов. После пресс-конференции сторонники ДПМ собрались на многотысячный митинг у здания МНРП, закидали его камнями и бутылками с зажигательной смесью, а потом начали штурм. В четырехэтажном здании начался пожар, против протестующих полиция применила слезоточивый газ. Президент Намбарын Энхбаяр ввёл в Улан-Баторе чрезвычайное положение на четыре дня. Во время волнений четыре человека погибли, несколько сотен получили ранения. Эти события позже назвали попыткой совершения «оранжевой революции» или «революции юрт».
Впрочем, Монголия – парламентская республика, и роль президента в ней не так велика, как в России. В этой связи Демпартии для достижения всех высот власти необходимо иметь большинство в хурале, выборы в который уже прошли в 2008 году. Пока в республике парламентское большинство, принадлежащее МНРП, контролирует правительство, и президент выполняет волю большинства. Однако после следующих выборов НГХ политическая ситуация в стране может резко измениться.
Американский след
The Wall Street Journal за несколько дней до выборов в ВНХ писал, что, если американские власти будут игнорировать «поползновения Москвы на Монголию, то развитие демократии в Азии окажется под угрозой, и Соединенные Штаты вскоре могут столкнуться со стратегическим вызовом в одном из самых богатых полезными ископаемыми регионов мира».
Улан-Батор 21 ноября 2005 года посетил президент США Джордж Буш, который провозгласил Монголию «образцовой демократией с открытой экономикой». Американский лидер пообещал помощь в экономическом развитии. Его поездка в Монголию стала первым визитом президента США в истории. Также г-н Буш обнародовал параметры сотрудничества США и Монголии. Развитие степной республики продолжает финансироваться по американской программе «Счёт вызовов тысячелетия». Президент Буш объявил, что страна получит $11 млн в рамках инициативы «Солидарность» за содействие усилиям по борьбе с терроризмом и демократическому строительству. Монголия была удостоена звания «брата по делу свободы». И в рамках военно-политического сотрудничества Монголия стала союзником США в войне в Персидском заливе, 132 монгольских солдата несли службу в Ираке, 50 – в Афганистане, 250 военнослужащих выехали в Сьерра-Леоне. США получили нового партнёра в «юго-восточном подбрюшье» России.
В поисках хана
Визит американского президента в Монголию предваряла активная подготовка. С 2003 года Пентагон начал проводить в Монголии военные учения Khaan Quest (В поисках хана). В 2006 году США добились включения Khaan Quest в реестр международных учений, теперь они проводятся под эгидой ООН. В них принимают участие Япония, Индия, Бангладеш, Таиланд, Фиджи. В учениях участвуют до 1 тыс. военных. Россия и Китай приглашаются в качестве наблюдателей.
Учения проводятся на полигоне учебного центра Вооруженных сил Монголии «Таван толгой» в Южно-Гобийском аймаке. По югу аймака проходит граница Монголии с Китаем. На территории аймака располагается несколько стратегических месторождений: Ою Толгой (запасы – 30 млн т меди и 8 тыс. т золота) и крупнейшее месторождение угля Таван-Толгой (около 6 млрд т угля, 40% которого – коксующийся). В ходе учений военные отрабатывали методы ведения боевых действий на местности, изучали единоборства, организацию и оказание медицинской помощи в боевых условиях.
В 2008 году учения прошли в сентябре – на месяц позже: накануне проведения летней Олимпиады в Пекине власти Китая заявили, что не предоставят воздушный коридор американским вертолетам, отправлявшимся с военных баз США на Окинаве (Япония) и в Южной Корее. Пекин также предупредил США и Монголию о том, что считает нецелесообразным проведение учений в период Олимпиады.
Контроль над АТР
Очевидно, что США планируют взять Монголию под контроль, как Молдавию, Грузию и Украину. Ведь при помощи Монголии США могут держать в напряжении и Россию, и Китай, поскольку на территории этих стран находятся регионы, ранее входившие в империю Чингисхана. Бурятия, Тува, Алтай – в России, Внутренняя Монголия – в Китае. Вероятно, американцам это необходимо, чтобы контролировать прогрессирующий в экономическом отношении Азиатско-Тихоокеанский регион. Контролировать его таким же образом, как НАТО контролирует Атлантику.
Конкретной целью продвижения США в АТР может быть доступ к природным богатствам Азии, в том числе и к сибирским «природным кладовым». К примеру, Мадлен Олбрайт, бывший госсекретарь США, не раз говорила о несправедливости того положения, при котором богатства Сибири доступны только России.
Можно сказать, что чингисово пространство было перекроено в XVII веке, и всё уже быльём поросло, пишет «Новая Бурятия». Однако на Балканах у нас на глазах НАТО и США уже развалили Югославию. А вдруг США и Монголия в результате своего сотрудничества найдут того хана, который захочет вновь объединить монгольские земли? А это может повлечь разрушение Российской Федерации по так называемому «байкальскому меридиану». А от Китая может быть отделена Внутренняя Монголия. Пекин, куда в XIII веке монгольский хан Хубилай перенес столицу империи из ставки чингисидов Каракорума, в этом случае может оказаться в двух шагах от новой Монголии. Естественно, всё это может сопровождаться военными конфликтами.
Тимур ДУГАРЖАПОВ

Добавить комментарий