ПРИМОРЬЕ: ГРОМАДЬЁ ПЛАНОВ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КРАЯ НЕ ВСЕХ ЕГО ЖИТЕЛЕЙ РАДУЕТ
По словам г-на Дарькина, проект обойдется в $14 млрд. «Затраты вполне оправданы» – это, конечно, мнение нефтяников. Тем более, по слухам, что площадка на берегу прекрасного залива Восток очень уж понравилась с вертолета самому Богданчикову, главе «Роснефти». Хотя при этом специалисты считают, что стоимость этого НПЗ может оказаться гораздо выше, так как будет определяться спросом и набором выпускаемой продукции. Ясно также, что заработает завод на полную мощность не ранее, чем через 15 лет, когда, по прогнозам «Транснефти», ВСТО достигнет проектной мощности. Прямо как у мудрого Ходжи Насреддина – то ли ишак умрёт, то ли султан, то сам Ходжа… А пока что расходы на новенькое строительство растут, народ заявляет о готовящейся экологической катастрофе, ВСТО сообщает о бесконечных разливах нефти (что говорит о качестве строительства нефтепровода), православная церковь освящает площадку под строительство НПЗ, а учёные и экологи заявляют о катастрофических последствиях строительства НПЗ для всего залива Петра Великого, Партизанского района и жителей Находки!
Почти год продолжаются заявления общественности, учёные выступают с обоснованными протестами, вспыхивают публичные скандалы на общественных слушаниях…
И вдруг – возникают слухи, что строительство завода приостанавливается, что площадка под НПЗ всё-таки будет сменена …
11 февраля 2010 г. глава администрации Партизанского муниципального района Константин Щербакова отчитывался о проделанной за год работе перед жителями села Голубовка.
Вот что сообщает об этом руководитель общественной организации Лира Акрамова. «После доклада Константину Константиновичу был задан вопрос: «Почему Вами не было ничего сделано для того, чтобы не допустить строительство НПЗ на мысе Елизарова?».
Глава ответил: «Во-первых, администрация района никогда и никому не выдавала никаких разрешительных документов на разрешение строительства до утверждения проекта, во-вторых, я лично, когда в администрации края проводились совещания по выбору площадки, отстаивал свою позицию, что площадка выбрана неверно, что завод должен располагаться в районе Хмыловки… В настоящее время проект находится на разработке, будет меняться его мощность или будет выбрана другая площадка для размещения НПЗ». Я присутствовала на всех общественных слушаниях и задала главе вопрос: «Вашей активной позиции жители района не видели. Специалисты администрации молчали, а некоторые убеждали, что решение принято правильно. Вы выразили своё мнение, подписав от имени жителей района протокол общественных слушаний. Если бы не позиция выдающихся учёных Приморского края и России, то вопрос был решён. И не забудьте, что, если меняется мощность завода или площадка расположения НПЗ, то Вы обязаны организовать и провести новые общественные слушания». Глава района, напомнив и о моей подписи на протоколе, сказал: «А учёные потому и смогли остановить строительство НПЗ, что сослались на моё компетентное мнение. Это отражено в их докладе. Я ярый противник строительства НПЗ на мысе Елизарова, так как это зона отдыха. Считаю, что НПЗ должен располагаться в районе Хмыловки»…Хотя я уверена, что незачем вводить жителей района в заблуждение, так как площадка под Хмыловкой не лучше. Во-первых, там уже и так сложная экологическая ситуация, во-вторых, эта площадка на 2 км ближе к селу Владимиро-Александровское, в-третьих, жители Хмыловки окажутся в такой ситуации, что лучше их переселить». После этого, сообщает Лира Ивлева, её опять начали «закрикивать работники администрации района и Екатериновского поселения, сказав, что этот вопрос не относится к обсуждаемой теме и что собрались по другому поводу»…
Компания «Роснефть» всё-таки приостановила подготовительные работы по проекту Приморского нефтеперерабатывающего завода. Об этом осторожно говорят и в администрации края: работы приостановлены. Возможно, будет снижена мощность завода – с 20 до 16 млн тонн в год.
Всё-таки сыграли свою роль протесты учёных, экологов и общественности. «Зелёный Крест», общественная экологическая межрегиональная организация, обратилась в Арбитражный суд. Но проектные документы ПНПЗ, чтобы ознакомиться с ними, экологам пришлось добывать. Хотя – по закону – завод и Роснефть обязаны предоставлять проектные документы и экологам и другим общественным организациям, и на общественные слушания. Но экологам «Зелёного Креста», как и другим общественникам, они отказали. Так что даже положенные документы экологам пришлось требовать через суд.
По слухам, должна быть снижена мощность завода, возможен перенос площадки в другое место, предлагаемое ранее – в район Прудихи. От комментариев и в администрации края, и в руководстве завода отказываются, проект, дескать, находится на комиссии Государственной экологической экспертизы.
Но вопросы глобального промышленного строительства, особенно в южном Приморье, остаются. Губернатор Приморского края Сергей Дарькин уже обнародовал их. Это и строительство алюминиевого завода (наиболее экологически вредного и грязного промышленного производства в мире) опять же на юге, рядом с заказником «Восток». И строительство для нужд алюминиевого комбината атомной электростанции. И прокладки нефте- и газопроводов, не учитывающих уникальной природы Приморья, с наибольшим в стране количеством редчайших краснокнижных животных, и не только таких известных, как тигр или дальневосточный леопард.
Зачастую не учитываются интересы и даже опасность для жизни жителей края. Не говорю сейчас о переселении с Русского острова, о строительстве жилья, о сохранении исторических ценностей, таких как Владивостокская крепость или облик Владивостока, об уровне ЖКХ в крае и других проблемах…
Я – именно о жизни человеческой, когда в громадье строек такие «мелочи» просто не берутся в расчёт, про них забывают.
О цене такой трагической «забывчивости» написали в редакцию «Арсеньевских вестей» жители посёлка Углового.
Жизнь – под колёса стройки
«Мы намерены предать самой широкой огласке трагический случай, из-за которого и написано наше письмо. Мы разошлем письмо жителей поселка Угловое во все организации и инстанции, которые могут хоть как-то повлиять на ситуацию. Мы твердо намерены добиться безопасности на дороге у пос. Угловое!…»
Подписав письмо, жители посёлка Угловое направили его в ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя», мэру города Артёма, в редакции газет.
… Что же произошло в поселке Угловое? Страшная трагедия…
Большегрузы, гружённые камнем для строительства дорог к будущему саммиту АТЭС, мчатся через посёлок. Тяжёлые машины с трудом притормаживают на спуске перед пешеходным переходом на улице Берзарина. Тем более, что и разметка пешеходная на асфальте совершенно стерлась…
8 января. Поселок Угловое. Пешеходный переход – зебра у улицы Берзарина. Автобусная остановка. Из автобуса выходит пожилая женщина, рядом малыш. Вот они пошли по пешеходному переходу… Тяжелая машина не остановилась – и …Женщина была не просто сбита и убита, она была раздавлена, размазана по асфальту. Маленького мальчика, с которым она переходила улицу, отбросило в сторону, он отделался серьезными травмами и психическим шоком… «Ребенок так кричал, – вспоминает одна из авторов письма, – мой сын выскочил из машины, поднял кричавшего ребенка, побежал к машине».
Теперь – вопросы жителей Углового:
«Почему в нарушение всех норм и правил тяжелая строительная техника движется к объектам строительства не по объездной дороге? (А она существует! –прим. «Арсеньвских вестей»)
Почему нет специальных знаков?
Неужели объекты саммита, которые стремятся построить как можно скорее, стоят того, чтобы ради этой спешки давить людей?…»
А далее – очень скромная просьба жителей. Не закрыть эту дорогу для «саммитовских» большегрузов, не использовать для этого объездную дорогу – как положено бы. Не привести в порядок дорогу и «зебру», пост ГАИ и т.п., а лишь «Просим установить искусственную неровность рядом с этой остановкой и на территории поселка Берзарина…..». Подписи.
Смиренную просьбу жителей уважили – да и замолчать полностью эту трагедию было бы сложно. Совещание в «управлении по координации правоохранительной деятельности Приморского края» собрали, дорогу почистили, присыпали, новые знаки установили. А «руководство организации, занимающейся вывозом камня для строительства автотрассы из карьера Зыбунный», обязали «принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения водителями, в том числе проводить инструктаж, осмотр технического состояния автотранспорта, медосмотр водителей, выходящих на линию…». А до трагедии с этими осмотрами что – были проблемы?
«Лежачего полицейского» делать не стали.
Несколько дней патрули стояли у этого перехода, пешеходная «зебра» засыпана снегом и стирается. А поскольку эта дорога – общего назначения, как верно отметили участники совещания, то большегрузы для саммита по-прежнему будут мчаться по ней. Объездную дорогу, оказывается, в порядок надо приводить…
Ещё вопрос: помогли ли семье погибшей? Об этом жители Углового ничего не знают. Кстати, какое наказание понёс водитель, размазавший женщину по дороге?
Теперь на очереди: «засыпем море»!
К нам пришло ещё одно письмо – из того же самого Надеждинского района: «Под шумок саммита администрация решила ухватить кусок земли, осушив часть Амурского залива.
Вот о чём пишет наш читатель, координатор общественного
экологического движения «Защитники и хранители» Т. Беликова:
«Администрация Надеждинского района обнародовала Проект схемы территориального планирования Надеждинского района (опубликован в муниципальной газете «Трудовая слава» от 12 декабря 2009 г.). Нам хотелось бы знать мнение специалистов об экологической составляющей этого проекта. В частности, нас интересует, насколько целесообразно, безопасно и экономически выгодно увеличивать площадь района за счёт засыпки кутовой части Амурского залива — именно этот проект вызывает серьёзную озабоченность жителей. Мы просим Вас разослать эту информацию специалистам и экологам.
Надеемся на Вашу помощь. Ответы специалистов будут переданы в администрацию Надеждинского района».
Какое странное поведение стало прорезываться у всесильных чиновников! Для них не только не закон – законы, закрепленные Конституцией и Кодексами правового государства. Для них важно единственное мнение – своё собственное. Им не нужны знания (хотя Закон Приморского края об экологическом образовании, подписанный губернатором Дарькиным, предусматривал хотя бы экологическую образованность чиновников и специалистов). Поэтому сейчас они уже нарушают законы Природы… А природе – всё равно, какой должностью или какими деньгами обладали люди, принимавшие такие решения. В её распоряжении – землетрясения и цунами, земляные бури и лавины, обледенения, опустынивание и наводнения…
Самый главный вопрос угловцев остаётся:
«Неужели ускоренное строительство объектов саммита стоит того, чтобы из-за этой спешки давить людей?».
И крушить природу? Лишать жителей жилья?
Что ещё может случиться из-за поспешно исполняемых решений? Какова их цена для жителей Приморья?
Пишите.
Антон СЕДОЙ
Добавить комментарий