Top.Mail.Ru

«В МАТЧЕ С КАНАДОЙ НАДО БЫЛО «ЗАКАЗАТЬ» ДРАКУ»

ВЛАДИВОСТОК, 05 марта, ДВ – РОСС. О причинах провала в Канаде, а также о том, какие перемены ждут российский хоккей, в интервью «СЭ» рассказал президент ФХР, выполнявший на Играх в Ванкувере функции генерального менеджера нашей сборной.

— С момента рокового четвертьфинала Игр прошла неделя. Успели найти ответ на вопрос «Что произошло»?

— Скажу честно: до конца разобраться не могу, и по сей день. Во время двенадцатичасового перелета из Канады мы со старшим тренером сборной Игорем Захаркиным не сомкнули глаз. Сидели и копались в причинах, пытаясь найти истину. И пришли к выводу, что проиграли главным образом из-за психологии.

— Поясните, пожалуйста.

— Против нас сыграла формула олимпийского турнира, которая свела две сильнейшие команды уже в четвертьфинале. И нашу сборную словно поставили на лезвие бритвы — либо проходим хозяев и мчимся дальше с зарядом бодрости, либо бесславно вылетаем из гонки за золото. Альтернатива, что и говорить, была суровая, и этой участи мы ждали трое суток. В эти дни я видел, что ребята стали закрепощенными. Мы просто перегорели перед Канадой и за время долгой паузы растеряли весь запас боевого азарта. На матч выходили как на тяжелую работу, без блеска в глазах.

— Но разве «Кленовые листья» рисковали остаться без медалей меньше нашего?

— Их, будем откровенны, спасло участие в предварительном кубковом раунде. Вместо того чтобы сидеть и почем зря накручивать себя, хозяева Игр спокойно готовились к игре с немцами. Когда прозвучал финальный свисток того матча, до встречи с Россией канадцам оставалось прожить меньше суток. А за это время перегореть невозможно. Нас же психологический груз, увы, сгубил. Авторитетнейшие хоккейные аналитики говорили мне в Ванкувере: если бы сетка турнира была другой, Россия обязательно дошла бы до финала.

— Неужели в четвертьфинале нас раздавили только «свежими мозгами»?

— После того матча я разговаривал и с Набоковым, и со многими полевыми игроками. «Мы просто не успевали за соперниками», — твердили они в один голос. Канадцы провели поединок с нами на фантастических скоростях. Один из специалистов, долгое время работавший с национальной командой этой страны, позже делился со мной впечатлениями. Так он сказал, что столь мобильной сборной Канады ни разу не видел ни на Олимпиадах, ни на чемпионатах мира. Да и в Ванкувере хозяева, выиграв у России, больше не показали такого суперхоккея — ни в полуфинале, ни в финале. Против словаков и американцев словно выходила другая, менее злая и умелая сборная. Поэтому я убежден: если бы мы встретились с ними в решающем матче Игр, еще неизвестно, за кем была бы победа.

Разве Россия уступала в мастерстве, в подборе игроков? Нельзя говорить и о нашем провале в «физике», потому что сразу четыре звена оказаться в состоянии с гирями на ногах не могут. В прошлом веке, кстати, случались похожие истории — в первом матче суперсерии-1972 мы разорвали перегоревших канадцев — 7:3, в финале Кубка Канады-1981 — 8:1. В Ванкувере, увы, все повторилось с точностью до наоборот…

— А был ли у нас шанс сбросить с себя этот психологический груз?

— Наверное, надо было отвлечь ребят от этих мыслей. Сводить их в театр или кино, помочь развеяться. Сидеть в Олимпийской деревне трое суток с мыслями только о канадцах — в любом случае вредно. Часовой тренировки для того, чтобы очистить мозги, было явно недостаточно. Вот культурное мероприятие могло бы вылечить хоккеистов. Говорю об этом с уверенностью, потому что вспоминаю собственную карьеру. Перед каждой важной игрой переживал я черт знает как, и забыть об огромной ответственности мог только тогда, когда выбирались за границей в кино или на концерты рок-групп. Меня такие походы очень выручали. Обратный пример, когда перегорели так же, как наши ребята в Ванкувере, был на чемпионате мира в 1977-м. Тогда в трех последних матчах турнира нам, чтобы взять золотые медали, требовалось набрать всего одно очко. А мы слишком усердно себя накручивали и в результате получили «баранку» от чехов и две — от шведов, упустив высший титул.

Та же психологическая катастрофа, кстати, накрыла на Олимпиаде и финнов. А как еще объяснить тот факт, что американцы забили им шесть голов в первые десять минут полуфинала? И это сборная Суоми, которая на турнире в Ванкувере была самой опытной, возрастной и мудрой! Да еще и в «рамке» у них стоял мега-вратарь Кипрусофф. Признаюсь, что до старта Игр его я боялся больше всех. Просмотрел много видео с игрой этого голкипера, видел его вживую в Калгари. И меня посещали такие мысли, что ему вообще невозможно забить! Он был сильнее всех остальных вратарей на Олимпиаде. И как теперь объяснить финский провал?

ВСЕ ТАКТИКИ РУХНУЛИ ПОД КАНАДСКИМИ СКОРОСТЯМИ

— Но ошибки нашего тренерского штаба не объяснить психологией. Вот вы в Ванкувере отвечали за изучение вратарей соперника — и наши хоккеисты знали о них все. Досконально. А про полевых игроков противника, о которых должны были рассказать Быков с Захаркиным, знали?

— Перед четвертьфиналом тренеры показывали видеонарезки моментов с участием канадцев, рассказывали о нюансах их игры. Вот кому-то показалось, что ребята из КХЛ были не готовы к такому противостоянию и были шокированы стартом матча. Но если согласиться с этим, возникает вопрос: почему хоккеисты из НХЛ выглядели не лучше? Разве Набоков мог услышать от Быкова что-то новое о тройке своих одноклубников по «Сан-Хосе»? Разве Малкин не знает Кросби, извините, как облупленного, разве другие наши сборники не варятся вместе с канадцами за океаном? Мы знакомили ребят с главными козырями в игре соперника. Например, рассказали об опасности спецбригад большинства. И, заметьте, удалений в четвертьфинале у российской команды почти не было. Перед матчем была уверенность, что в равных составах мы «Кленовым листьям» не уступим. Но кто ж знал, что Овечкин и другие перегорят?

— Если мы хорошо знали соперника, то почему североамериканские аналитики, лица незаинтересованные, в один голос твердят: Канада полностью переиграла Россию в тактике?

— Приведу вам такой пример. Вот я сейчас соберу ветеранов и предложу вам с командой журналистов выйти против нас. Вы можете всю ночь не спать, рисовать схемы и изобретать тактику. Но соперник катается лучше вас, это факт. И где б ни стоял журналист, что б ни делал — я все равно его обойду. Вот и канадцы вылетели на четвертьфинал на сумасшедших скоростях. Словно на последний в жизни матч. Никакой тактикой в таких условиях противника не взять, и у наших ребят все рухнуло. Сейчас можно рассуждать, что будь я, например, на тренерской скамейке — тут же дал бы установку уйти в глухую оборону и полпериода пересидеть этот невероятный штурм. Но какой смысл говорить о тактиках, если нас просто смяли и перебегали?

ПЕРЕД КАНАДОЙ НАБОКОВ БЫЛ В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ

— Как главный специалист сборной по вратарям, приоткройте завесу тайны: что случилось в четвертьфинале с Набоковым?

— В первую очередь скажу, что ни в коем случае нельзя осуждать Женю. Он попал в сложнейшее положение. Вратарю не помогали обороняться защитники, центрфорварды. Против канадцев, расстрелявших его 21 броском за период, Набоков бился в одиночку. Без поддержки команды, да еще при космических скоростях он просто не успевал за решениями соперника.

— Набокова стоило менять после третьей пропущенной шайбы?

— Сидя на верхнем ярусе арены, я не мог донести эту мысль до тренеров. Да и был не вправе — в обсуждении вратарского вопроса участвовал только перед матчем. Я, кстати, был за то, чтобы выпустить Женю с первых минут, настроил его на четвертьфинал, собрал защитников и рассказал им, как нужно помогать голкиперу. Быков хотел отправить его на лавку после первого периода. Но другие ребята собрались вокруг Набокова, подбодрили его и сказали тренерам: мы сейчас вместе соберемся и пойдем переламывать игру. Призвали Набокова не переживать, обещали биться за него на каждом сантиметре. Вячеслав Аркадьич потом сказал, что поверил в дух игроков и не решился идти против команды. Может, это была ошибка.

— У наблюдающих за сборной России со стороны людей сложилось впечатление, что перед Канадой Набоков очень нервничал и был не в своей тарелке.

— Не думаю, что они правы. Я не видел ничего тревожного. К тому же мои отношения с вратарями команды — почти семейные. Запретных тем у нас нет. Поэтому Женя, если б его что-то беспокоило, обязательно подошел бы первым и сообщил: «Я не готов». А лично мне он на тренировке за день до четвертьфинала вообще очень понравился.

БЛИЖАЙШАЯ ЦЕЛЬ — ПОБЕДА В ГЕРМАНИИ

— Вы, похоже, от олимпийского удара не оправились до сих пор.

— Меня беспокоят не только прошедшие Игры, но и будущее нашего хоккея. А точнее — та нездоровая реакция, которая поднялась после осечки команды в Ванкувере. Членов нашего тренерского штаба три года все были готовы носить на руках, а после одного поражения их мгновенно превращают в изгоев. Да, ошибки у них были, да, результат никого не удовлетворил. Но мы соберем специальное заседание исполкома ФХР, тренерского совета, заслушаем наших специалистов — и будем двигаться дальше. Разве это повод охаивать наш хоккей, всю отстроенную систему? Сейчас ни в коем случае нельзя посыпать голову пеплом и рассказывать, как все плохо. Посмотрите, после осечки на ЧМ-2008 в Квебеке весь канадский штаб остался на своих постах, никто их особо не критиковал. Айзерману и Ко сказали: «У вас есть цель — победа на Олимпиаде в Ванкувере. Вот и работайте над ее выполнением в спокойной обстановке». У нас сейчас тоже есть ближайшая задача — победа на мировом первенстве в Германии. Которая должна стать первым этапом долгой подготовки к Играм в Сочи. Зачем же мешать этому труду?

— Вы могли представить, что реакция на поражение от Канады будет такой острой?

— Своей вины в олимпийских неудачах я не вижу. Сделал все, что мог, — и к ребятам по ходу сезона ездил, и команду собрал, и настраивал-нацеливал всех на золото, и отказов никаких не было, и проблем с жизнью в Ванкувере. Что я еще мог сделать? В воротах сыграть? Набоков с Брызгаловым в этом амплуа полезнее. Если бы перенесся на месяц, три месяца, полгода назад — делал бы то же самое. Ну разве что команду бы в театр или кино перед четвертьфиналом сводил. Да, с вратарем в плей-офф мы, может, и ошиблись. Но любой на нашем месте поставил бы Набокова играть против канадцев.

Самые именитые эксперты — от Майорова до Фетисова — признают, что в сборной мы собрали всех лучших. Тренеры ни одного плохого слова не сказали о созданных федерацией условиях. А теперь поднялась волна — давайте снимем Третьяка. За что? За первое-второе места в рейтинге ИИХФ? За две победы на чемпионатах мира? Вон шведы, собрав сильнейшую сборную, тоже вылетели в олимпийском четвертьфинале. Так у них на родине поддерживают Густафссона, подчеркивают, что нужно идти вперед. А у нас… Меня в последние дни Игр журналисты крупнейших канадских СМИ с удивлением спрашивали: зачем в России подняли такую травлю? Почему у вас в стране пытаются сами себя унизить и собственноручно все развалить?

Понимаете, если бы я не видел результатов своей деятельности — сам просил бы отставки. Но если система работает, дает победы и светлую перспективу — к чему ее ломать? Мы вернули всему народу веру в наш хоккей, жажду золотых медалей. Разве это плохо?

ОВЕЧКИН БЫЛ МРАЧЕН И ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ПОСЛЕ РАЗГРОМА

— От критиков сейчас достается не только вам да Быкову, но и хоккеистам.

— Это и беспокоит меня больше всего. Я о попытках вновь расколоть наших звезд на этих и тех, патриотов и американцев. Этого нельзя делать ни в коем случае! Разве кто-то не понимает, что чемпионат мира или Кубок мира мы не выиграем одними хоккеистами КХЛ? Вспомните, что главными героями Квебека были Набоков, Овечкин, Ковальчук. Илья тащил на себе команду и в Берне, Брызгалов на швейцарском чемпионате был сверхнадежен в финале. На две золотые медали «пахала», безусловно, вся команда, но без звезд НХЛ путь на вершину был бы гораздо тяжелее. И сейчас обвинители хотят поделить игроков на два лагеря и клеймят тех, кто, по их мнению, «не хочет» выступать за страну. Да все хотят! Неужели кому-то неясно, что мы должны бережнее относиться к своим кадрам, к своим человеческим ресурсам? Звезд-то у нас не так много. Канадцы могут привезти три-четыре сильные сборные на любой турнир, мы собираем всех в одну. И то молимся, чтобы никто не сломался или не сбавил темпа.

— В Ванкувере вы увидели, что поражение от Канады стало для наших олимпийцев трагедией?

— Они были просто убиты, сидели со слезами на глазах. И в гробовой тишине пролетевшую муху было бы слышно. А как серьезно они отнеслись к предматчевой подготовке! В день четвертьфинала Федоров и Морозов собрали команду без тренеров, они сидели и общались минут сорок.

Еще одна деталь. Через несколько дней после вылета из турнира мы сидели вместе с Овечкиным на церемонии закрытия Игр. Так у него даже тогда не было желания улыбнуться или посмеяться. Вы представляете, что значил этот турнир для Саши. Если меня в Канаде знает каждый второй, то его — каждый первый. Неужели он не хотел подтвердить свой суперзвездный статус? Да еще и в дуэли со своим вечным соперником Кросби?

Когда мы после вылета из турнира покидали раздевалку, тренеры сказали всем искренне спасибо. Игроки пообещали биться за честь страны на следующих соревнованиях. А перед тем как разъехаться из олимпийской столицы, все обнялись друг с другом. Я такого ни разу не видел, честно. Обычно после таких поражений разбегаются как крысы по углам и пытаются укусить друг друга: этот такой, тот сякой, а третий вообще хуже всех. А у нас каждый почувствовал плечо товарища. Похоронить эту Команду, наплодить новое поколение отказников — проще простого. Надо только вылить побольше грязи и придумать эффектные скандальчики. Но зачем нам возвращаться к тому, что уже прошли несколько лет назад? Нынешние хоккеисты чувствуют вину перед страной. Они хотят реабилитироваться.

Знаете, когда мы проиграли Олимпиаду 1980 года, у меня было желание закончить с хоккеем. И только ощущение долга заставило остаться и взять золото Игр-1984 в Сараево. В Ванкувере я увидел, что Малкин с Овечкиным горят желанием привести Россию к победе в Сочи. Они будут ждать этого турнира, чтобы отомстить Канаде и искупить свои промахи.

— По-человечески жаль Набокова, который отомстить в Сочи вряд ли сможет.

— А сколько ему будет в 2014-м? 39? Да разве это возраст — можно играть и играть.

— Справедливы ли разговоры о том, что для победы на домашней Олимпиаде хоккеистов надо поселить как можно дальше от «Русского дома»?

— Туда ребята ходили только поесть. Три раза в день, конечно, но тому виной плохое питание в Олимпийской деревне. А так к игрокам не было ни единого замечания — разве что близких своих проведать ненадолго отлучались.

ДВУХ ТРЕНЕРОВ ХВАТИТ, НО ШТАБ НАДО РАСШИРЯТЬ

— Вопрос из серии «что дальше». Одолевшей нас в Ванкувере Канадой руководили четыре независимых специалиста. На скамейке сборной России была, по сути, лишь одна тренерская концепция. Пора расширять штаб?

— Вы считаете, что двое тренеров — мало? А почему? Всю жизнь во главе сборной СССР стояли дуэты. Тарасов — Чернышев, Тихонов — Юрзинов. И без присутствия третьего столько медалей выиграли.

— Но вы называете имена разноплановых специалистов. В то время как Быков и Захаркин позиционируют себя связкой абсолютных единомышленников.

— Вы не совсем правы. Тренеры сборной СССР одинаково смотрели на тактику, на стиль игры команды и вовсе не противоречили друг другу. Я не вижу смысла расширять штаб Быкова, их тандем доказал свою эффективность на чемпионатах мира. А вот усиление мозгового центра необходимо. После Игр в Ванкувере очевидно, что главными конкурентами России на всех крупных турнирах в ближайшие годы будут заокеанские сборные. Поэтому настала необходимость введения должности менеджера по Северной Америке. Этот человек должен контактировать с энхаэловцами и внимательно изучать соперников. У меня есть кандидат на этот пост, переговоры с которым проведу в ближайшие два-три дня. Но фамилию пока не назову. Безусловно, расширение штаба сборной будет согласовано с нынешним главным тренером.

Нововведения позволят нам получать свежий и объективный взгляд на вещи. А на скамейку десять человек ставить не стоит, если и два справляются.

— По ходу матча с Канадой возникло ощущение, что как раз не справляются.

— А где они упустили управление игрой? Звенья не передернули? Да были там перестановки, только они оказались бесполезными. Если у тебя одна тройка не играет, можно что-то поменять. Но ведь провалились все. Единственное упущение Быкова в четвертьфинале — надо было «заказать» драку. Кулачный бой мог бы встряхнуть команду, подзарядить хорошими эмоциями и выплеснуть негатив.

— Контракт у нынешнего тренерского штаба заканчивается в конце сезона. Будете предлагать им новое соглашение?

— Мы договорились, что думать над этим вопросом начнем только после чемпионата мира. Пусть спокойно работают в Германии.

— Будете требовать от тренеров расширить свой штаб, отказаться от совместительства?

— Совмещение я злом не считаю. Вот нам все приводят в пример Айзермана, который четыре месяца не был дома и был занят сборкой олимпийского состава. Так генменеджеру канадцев иначе нельзя — у него команда была новая. В которой остались три игрока из тех, кто участвовал в чемпионате мира в Квебеке, и из сборной бернского образца — три. Мы же своих ребят знаем досконально. Три года, начиная с ЧМ-2007 в Москве, работали с ними, успели абсолютно все узнать. Быков и без поездок за океан отлично представлял возможности хоккеистов.

Но перемены в работе национальной команды, конечно, нужны. В первую очередь хотим сместить акценты нашего участия в Евротуре. Уже всем понятно, что лучшие силы КХЛ обыгрывают своих соперников достаточно уверенно. На эти турниры надо возить больше молодых звезд, которые могут пополнить олимпийскую команду Сочи. С такой же целью — дать новому поколению международный опыт — возродим институт второй сборной страны. И организуем для нее регулярные встречи с главными командами ведущих европейских стран — Словакии, Швейцарии, Германии.

Ну и штаб Быкова будем расширять не только менеджерами по Северной Америке. Свой «глаз» у сборной России должен появиться и на родине. В задачу этому скауту планируем поставить наблюдение за молодыми звездами КХЛ и МХЛ, игроками, которые по каким-то причинам остаются вне поля зрения тренеров.

Андрей КУЗНЕЦОВ
«СПОРТ-ЭКСПРЕСС»

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика