В Лондоне стартует публичное расследование «дела Литвиненко»
В британской столице будет формально остановлено коронерское дознание по «делу Литвиненко», и сразу после этого откроется его так называемое «публичное расследование». Посвященная этому краткая сессия под председательством судьи Роберта Оуэна в здании лондонского Высокого суда начнется в 13:00 мск, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ИТАР-ТАСС.
Смерть Литвиненко
Александр Литвиненко скончался в Лондоне 23 ноября 2006 года. По данным британской экспертизы, это произошло из-за отравления радиоактивным полонием. Обстоятельства его смерти до сих пор не установлены и вызывают споры. На обзорных слушаниях в прошлом году юристы вдовы покойного признали, что на момент смерти Литвиненко работал на спецслужбы Великобритании (внешняя разведка МИ-6) и Испании. Незадолго до смерти он стал британским подданным.
Публичные (или общественные) расследования в Соединенном Королевстве организуются время от времени. Их предметами в последние годы становилось британское участие во вторжении войск западной коалиции в Ирак в 2003 году, нашумевший скандал с прослушиванием британскими журналистами голосовой почты мобильных телефонов знаменитостей и т.д. Обычно слушания идут довольно продолжительное время, после чего готовится доклад о выясненных обстоятельствах. На все это, как правило, уходит не один год.
О том, что Лондон проведет публичное расследование по «делу Литвиненко» глава британского МВД Тереза Мэй объявила 22 июля. Прошлым летом она постановила, что правительство должно дождаться завершения разбирательства смерти Литвиненко в коронерском суде (дознания), прежде чем решать, проводить ли публичное расследование. Однако вдова Литвиненко — Марина подала в начале прошлой осени надзорную жалобу на решение МВД, которую апелляционная инстанция удовлетворила в феврале 2014 года.
Суд встал на сторону вдовы Литвиненко, опротестовавшей решение МВД Великобритании
Согласно местным обозревателям, британское правительство долго противилось призывам к такому расследованию и настаивало, что дознание под руководством старшего судьи, которое длилось с 30 ноября 2006 года, является адекватной мерой в данном случае. Лондон отказывался дать согласие на публичное разбирательство, так как оно, давали понять власти, грозит «негативно сказаться на международных связях» королевства. Они стремятся не допустить и раскрытия данных о работе Литвиненко на британскую разведку.
Речь идет о том, что на публичном разбирательстве Лондон может быть вынужден предоставить для изучения документы по «делу Литвиненко». На их сохранении в тайне ранее настоял прежний глава Foreign Office, курирующего внешнюю разведку, Уильям Хейг. По этой причине назначенный коронером Оуэн вынужден был исключить из списка аспектов для рассмотрения дознания «вопросы ответственности российского и британского государств» в смерти Литвиненко.
Оуэн затем и сам призывал к организации публичного разбирательства. По его оценке, при данном формате в закрытом порядке можно было бы рассматривать секретные документы и приобщать их тем самым к делу, чего не позволяет формат дознания (устанавливает обстоятельства смерти и выносит свой вердикт по поводу ее причин — если коронерское расследование приходит к выводу, что причина смерти носила криминальный характер, дело передается в уголовный суд).
Публичное расследование будет вести тот же судья Оуэн. Формат слушаний предусматривает, что выступить перед ним может любой желающий с любой имеющейся у него информацией. Тем не менее, как отмечают обозреватели, закрытые слушания, на которых могут быть затребованы и изучены конфиденциальные материалы, могут привести к формированию «секретного приложения» к итоговому отчету расследования. В отличие от основных выводов, оно публиковаться не будет.
Желание Литвиненко вернуться в Россию
Между тем, на фоне активизации Лондоном указанных процедур стало известно, что незадолго до смерти Литвиненко хотел вернуться из Великобритании в Россию. Об этом заявил британскому еженедельнику Mail On Sunday его младший брат — Максим, проживающий в настоящее время в итальянском городе Римини.
По его оценкам, Александр мог стать жертвой Западных спецслужб, которые не хотели его возвращения в Россию.
«Это могли быть британцы, израильтяне или американцы», — полагает он.
Комментируя перспективу британского публичного расследования, посол РФ в Великобритании Александр Яковенко на прошлой неделе подчеркнул, что Россия никогда не признает внесудебных выводов по «делу Литвиненко».
«Мы никогда не признаем какое-либо публичное суждение, основанное на свидетельствах, которые не подверглись конкурентному процессу в суде», — указал посол РФ.
Добавить комментарий