Санкции поднялись до неба
Россия может запретить пролет украинских авиакомпаний над своей территорией, остановить часть европейских чартеров и продлить транссибирские маршруты для авиаперевозчиков ЕС. Это часть из пакета мер, которые авиационные власти разрабатывают в ответ на санкции, которые Евросоюз ввел против российского лоукостера «Добролет», говорят источники ИТАР-ТАСС. Акции западных авиакорпораций падают. IATA и отраслевые эксперты призывают политиков не вмешиваться в гражданскую авиацию, передает ДВ-РОСС.
Ответ на санкции против «Добролета»
Российские авиавласти обсуждают ответные меры на санкции, принятые Евросоюзом в отношении авиакомпании «Добролет». Среди них изменение транссибирских маршрутов, остановка части чартеров европейских авиакомпаний и закрытие воздушного пространства для транзита украинских авиаперевозчиков. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС источник, знакомых с подготовкой соответствующих мер.
Ответ РФ на санкции против «Добролета» обвалил капитализацию ведущих авиакомпаний США и ЕС
«Добролет» — стопроцентная «дочка» «Аэрофлота» — с 4 августа временно приостановил полеты из-за введенных против него санкций ЕС. Санкционный режим предусматривает ограничения для европейских компаний на финансовые операции с российским лоукостером. В частности, из-за санкций ирландская лизинговая группа SMBC Aviation Capital приостановила реализацию договора лизинга лайнеров Boeing 737-800NG, которые планировалось сделать основой авиапарка «Добролета».
В Минтрансе факт обсуждения перечня ответных мер подтвердили, напомнив, что соответствующее поручение накануне дал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Продление Сибири
Изменение маршрутов движения самолетов в воздушном пространстве России при полетах по транссибирским маршрутам «повлечет за собой увеличение полетного времени и, как следствие, рост издержек авиаперевозчиков, связанных с расходом топлива на рейсе и заработной платой кабинных экипажей», пояснил источник. «Таким образом, европейские перевозчики потеряют в конкурентоспособности по сравнению с азиатскими авиакомпаниями», — добавил он.
Иностранные компании платят за использование транссибирских трасс с 1970-х. Маршрут значительно сокращает время при перелетах из Европы в Азию. Получателем основного объема платежей — роялти — выступает «Аэрофлот». Это компенсация упущенной выгоды от неиспользования маршрутов отечественным авиаперевозчиком (по экспертным оценкам, объем выручки «Аэрофлота» от роялти составляет от $200 млн до 500 млн в год). Аэронавигационное обслуживание на транссибирских трассах приносит значительный доход «Госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД)», но предприятие не раскрывает структуру доходов.
Россия, как и многие другие мировые державы, у которых значительная территория является стратегическим ресурсом, не входит в международное соглашение «о первой и второй свободе воздуха», предполагающее свободный пролет иностранных авиакомпаний над государством и возможность технической посадки для дозаправки, напомнил главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. Но применение права распоряжаться суверенным воздушным пространством может повлечь дальнейшую эскалацию ограничительных мер в отношении российских авиакомпаний, похожих на те, которые ощутил на себе «Добролет», опасается эксперт.
«Господа политики! Оставьте авиацию в покое», — поддержал коллегу Олег Пантелеев, глава аналитической службы «Авиапорт».
Заморозка переговоров
С 2007 года с ЕС ведутся переговоры об изменении системы оплаты транссибирских маршрутов. Предварительно согласованные между Россией и Евросоюзом принципы предусматривали изменение с 1 января 2014 года системы оплаты перелетов «с целью обеспечения транспарентности и адекватности этих платежей», но из-за введения ЕС системы торговли квотами на выбросы парниковых газов (EU ETS) для гражданской авиации, переговоры затянулись.
По словам источника ИТАР-ТАСС, сейчас напряженная ситуация может в принципе привести к замораживанию переговорного процесса с европейскими странами относительно модернизации существующей системы использования Транссибирских маршрутов.
Представители европейских авиакомпаний говорят, что пока не информированы о возможности изменений в использовании транссибирских авиатрасс. «Мы не обладаем информацией о каких-либо ограничениях, связанных с транссибирскими перелетами, — сообщил ИТАР-ТАСС Петер Шнекенлейтнер из Lufthansa Group. — Кроме того, мы не комментируем какие-либо спекуляции в СМИ». «Мы не комментируем слухи и спекуляции», — сказали в пресс-службе British Airways, добавив, что летают в «нормальном режиме».
В российском представительстве ЕС также сообщили, что не комментируют «рассматриваемые возможности».
В Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA, представляет интересы большинства авиакомпаний мира) призывают не политизировать вопросы гражданской авиации. «Мы надеемся, что политическая напряженность не окажет негативного влияния на эффективность глобальных взаимосвязей», — сказал ИТАР-ТАСС официальный представитель IATA Крис Готер, комментируя ситуацию вокруг транссибирских перелетов.
Расплата за «Добролет»
Суммарные потери капитализации крупнейших европейских и американских авиакомпаний на фоне российского ответа на санкции против «Добролета» к середине дня среды составили около $4,5 млрд (в пересчете по биржевому курсу на среду).
В среду на европейских биржах продолжается обвал акций авиакомпаний. Air-France дешевеет на 4,7% до 7,15 евро за бумагу (за два дня капитализация компании рухнула на 11% — больше 220 млн евро).
Котировки германской Lufthansa просели на 2,9% до 12,45 евро за акцию, за два дня опустившись на 10% (около 570 млн евро).
Лоукостер Ryanair дешевеет на 2% до 6,61 евро за бумагу (потеряно около 184 млн евро капитализации).
Капитализация International Airlines Group (акционер British Airways) за две торговые сессии рухнула на 6,5% — это более $745 млн . В среду бумаги корпорации снижаются на 1,9% Бумаги Finnair падают на 2,2% до 2,6 евро за акцию, стоимость компании по биржевым котировкам за два дня снизилась на 30 млн евро.
В ночь на среду на американских биржах падали акции авиакомпаний США. Delta по итогам последней торговой сессии подешевела на 2,82% до $36,23 за акцию (капитализация опустилась на$ 1,1 млрд).
American Airlines — на 2,5% до $37,18 за бумагу (потери по стоимости -$ 675 млн). Котировки United Airlines рухнули на 3,43% до $43,94 за акцию (потери — $562 млн).
«Аэрофлот» на Московской бирже накануне дешевел на 7,8%, по итогам дня — на 5,9%. В среду акции на 14:50 мск упали на 4%.
Украина пролетает мимо
Источник ИТАР-ТАСС говорит, что, помимо перечисленных ранее ответных мер, речь может идти об остановке чартерных рейсов ряда грузовых и пассажирских авиакомпаний Европы, разрешения на полеты для которых выдавались на временной основе, то есть сверх установленных в Соглашениях о воздушном сообщении.
В гражданской авиации действует принцип паритета. Межправсоглашения между Россией и каждой отдельно взятой страной Евросоюза прописывают, в частности, количество маршрутов, назначенных авиаперевозчиков, частоту выполнения регулярных и чартерных рейсов. В рамках переговоров страны могут идти навстречу заявке авиаперевозчика и разрешить выполнение чартеров сверх прописанного в соглашении. Предполагаемый эффект от остановки таких чартеров эксперты, опрошенные ИТАР-ТАСС, оценить не взялись.
Авиационные власти России также принимают решение о закрытии воздушного пространства для транзитных рейсов украинских авиакомпаний, добавил источник.
Это решение в случае его реализации увеличит маршрут перевозчиков Украины в восточном и южном направлении. Глава Госавиаслужбы Украины Денис Антонюк сообщил ИТАР-ТАСС, что служба на данный момент не информирована о введении такой меры в отношении украинских авиаперевозчиков.
Добавить комментарий