Китайский фермер создал музей Хасанских событий
Именно он первым из приморцев, да и вообще из россиян побывал в Фангуане как раз в год открытия музея – в 2004 году. Затем «Музей событий на Чжангуфэн 1938 года» посетили другие казаки из Славянки. И так в музейной книге стали появляться отзывы по-русски наряду с записями на китайском, корейском и японском языках, на французском и немецком и даже на турецком, не говоря уже об английском. А первую официальную российскую делегацию, посетившую «Музей событий на Чжангуфэн 1938 года», составили кадеты казачьего военно-патриотического клуба «Держава» Славянского казачьего общества. С тех пор под началом своего наставника они посещают это место ежегодно, пишет APR PRESS.
Создатель самодеятельного «Музея событий на Чжангуфэн 1938 года» Лю Цхончжи рассказал приморским гостям, что началом стала кавалерийская подкова. Лю сам нашёл её на поле, которое готовил весной под кукурузу. Дальше больше. На берегу озера вымыло дождями обойму от японской винтовки «Арисаки» с позеленевшими патронами. В другой раз вывернулся из-под земли японский 85-миллиметровый снаряд, набитый шрапнелью, и котелок японского солдата.
Затем нашлась эбонитовая трубка от советского полевого телефона, диск от ручного пулемёта Дегтярёва, пробитая пулей красноармейская каска… Всё это стало первыми экспонатами общественного музея крестьянина Лю в селении Фангуань под сопкой Чжангуфэн. Постепенно появились стенды с портретами посмертного Героя Советского Союза лейтенанта Алексея Махалина и пленённого японцами молоденького красноармейца, фотографии бежавших от войны местных крестьян и, наконец, японских парламентёров с белым флагом. А больших и малых осколков от мин и снарядов, от авиабомб набралось столько, что хватило выложить в витринах два метровых иероглифа. В переводе на русский получилось: «немые свидетели».
Для казаков из Славянки самым неожиданным и жутким экспонатом «Музея» оказались человеческие кости. Принадлежность останков двум красноармейцам подтверждали фрагменты советской армейской амуниции. Всё это Лю Цхончжи раскопал в засыпанном от взрыва окопе. Затем фрагменты тех кирзовых сапог, противогазов и оружия превратились в музейную экспозицию, как и сами… кости. Но создатель «Музея событий на Чжангуфэн 1938 года» сразу принял пожелание казаков накрыть витрину с останками бойцов материей. А ещё Лю Цхончжи поддержал предложение упокоить останки на территории музея под памятником тем же красноармейцам.
Первые договорённости станичников Славянского казачьего общества о захоронении останков красноармейцев на Чжангуфэн не столько подтверждались возможностями, сколько обрастали не зависящими от казаков причинами. Но всё же настал день. Он пришёлся на 20 июня 2013 года, в канун Дня памяти и скорби, связанный с началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года.
Прежде, чем отправиться с почетной миссией к подножию Чжангуфэн, предстояло выбрать для этого всего 10 юных казаков от десяти до шестнадцати лет. Кто составит их делегацию, Валентин Тришин предоставил решать самим кадетам. Так, спустя 75 лет после Хасанских событий состоялось-таки захоронение останков павших за Отечество двух его защитников.
Как положено в православном чине, погребальный саван освятил в храме Рождества Христова посёлка Славянка его настоятель отец Анатолий. Он же благословил воспитанников КВПК «Держава» на богоугодное и общественно значимое действо по захоронению останков наших бойцов.
Юные казаки в присутствии всего состава делегации и представителей китайской стороны чётко отдали воинские почести павшим героям. Даже в пасмурный день будто на солнце заблестели шашки наголо у памятника на Чжангуфэн.
Воспитанники КВПК «Держава» не понаслышке знают о советско-японском пограничном конфликте. Казачата из «Державы» пока единственные, кто за последние шесть лет смогли обнаружить даже забытые воинские захоронения в районе озера Хасан и привести их в порядок. В походы на Хасан за пограничную систему отправлялись, как правило, во время весенних и осенне-зимних каникул. То есть в пору, когда лес голый, можно досконально просматривать и обследовать местность, в том числе с применением металлоискателей. Ну, а время самого активного ухода за могилами приходится в основном на май и на все летние месяцы. И ни одно из воинских захоронений у озера Хасан не остаётся теперь без внимания. Все 27 одиночных, братских, именных и безымянных могил имеют фоторегистрацию КВПК «Держава», внесены в реестр с конкретной привязкой к местности, с описанием состояния и условий захоронения.
Чжангуфэн – та же сопка Заозёрная, только с китайской стороны. Именно здесь разворачивались главные события в окрестностях озера Хасан, шли тяжелые сражения с японскими захватчиками 6-11 августа 1938 года.
Рядом течёт река, на фарватере которой сходятся границы России, Кореи и Китая, поэтому у реки тут сразу три названия: Туманная-Туманган-Тумыньцзян. С восточной стороны Заозёрной стоит посёлок Хасан, а у западного подножия Чжангуфэн расположено селение Фангуань. Здесь и находится китайский музей Хасанских событий 1938 года, собственноручно созданный простым фермером.
Добавить комментарий