КОЛИЧЕСТВО ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ В США УВЕЛИЧИЛОСЬ В 25 РАЗ. В РОССИИ НЕТ НИ ОДНОЙ КЛЕТОЧНОЙ ТЕХНОЛОГИ, РАЗРЕШЕННОЙ ДЛЯ КЛИНИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
«В конце XX века был прочитан геном человека, многих вирусов, растений и животных. Это позволило перевести медико-биологические исследования на более высокий методический уровень, так как возникла возможность выключать определенные гены или вносить синтезированные гены в клетки, а затем наблюдать за изменениями физиологии клетки или всего организма. Например, было установлено, что выключение некоторых генов позволяет продлить жизнь насекомых, беспозвоночных и одноклеточных от 2 до 10 раз. Следовательно, существуют специальные программы «смерти» клеток и организма. Эти гены привлекли особое внимание физиологов и медиков. Кроме того, созданы сотни линий мышей, каждая из которых специально лишена определенного гена. Это позволило моделировать некоторые патологии и болезни, следовательно, изучать механизмы их развития и вести направленный поиск новых лекарственных препаратов.
Показано, что путём введения определенного гена или генов в патологически изменённые ткани или органы человека может происходить восстановление структуры и утраченной функции у пациентов. С помощью генной терапии можно также перепрограммировать клетки одного типа в другой, например, превратить фибробласты человека в функционально-активные нейроны. Возникла регенеративная медицина, которая помимо генной терапии применяет также клеточную терапию и тканевую инженерию.
У животных и человека во всех органах и тканях есть стволовые клетки, то есть такие клетки, которые не дифференцировались, не превратились ни в один из типов клеток этой ткани. При повреждении ткани эти клетки начинают делиться, дифференцироваться, восполняя утраченные структуры. Стволовые клетки участвуют также в обновлении нейронов в головном мозге, разных типов клеток в сердце, мышцах и других органах в течение всей нашей жизни. Эти клетки можно выделить и преумножить в тысячи раз в лабораторных условиях, а затем ввести в поврежденную ткань или орган. В результате этого ускоряется регенерация этой ткани и происходит восстановление функций.
Четыре года назад произошло сенсационное событие – японским учёным удалось превратить обычные соматические клетки (фибробласты, клетки желудка, печени) в плюрипотентные клетки, то есть клетки, подобные эмбриональным клеткам, тем, из которых можно вырастить любую ткань или орган, а можно и целый организм. Возможно, в будущем это открытие позволит выращивать органы для трансплантации. Возможно, эти клетки станут источником также для клонирования таких экспериментальных животных, которые будут генетически и фенотипически идентичны.
Генная и клеточная терапия открывает блестящие перспективы для восстановления утраченных клеток и тканей и генно-инженерного конструирования органов, что, несомненно, существенно расширит арсенал методов для медико-биологических исследований и создаст новые возможности для сохранения и продления жизни человека».
Научное сообщение академика Всеволода Ткачука активно обсуждалось участниками заседания Президиума РАН.
Настроенность на быструю коммерциализацию вызвалот беспокойство у председателя Межведомственного научного совета по злокачественным новообразованиям, главного онколога Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации академика Михаил Давыдова. Он предложил представить этот доклад профессиональной аудитории, например на научном совете Онкоцентра.
Заведующий лабораторией инженерии белка Институт биоорганической химии РАН, завкафедрой биоинженерии биологического факультета МГУ академик Михаил Кирпичников высказал мнение, о необходимости разработки ГОСТов и регламентов проведения дополнительных испытаний. «Пока их нет, нужно относиться к таким исследованиям с большой осторожностью».
А.В. Моисеев из Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН подчеркнул, что именно такие исследования будут служить в ближайшем будущем основой новой парадигмы развития медицины. «Реализуется мечта человечества о получении запасных частей для организма. В США количество исследований в области генной инженерии увеличилось в 25 раз. В России нет ни одной клеточной технологи, разрешенной для клинического использования. Речь идет о заместительной репродуктивной медицине»..
По мнению председателя Научного совета по клеточной биологии и иммунологии РАН академика Рэма Петрова «сегодня данная проблема выглядит так: или полное жульничество, или великое открытие. Что касается сегодняшнего доклада, то есть два момента, гарантирующие истинность сказанного: они ориентируются на собственную клетку организма; нужно не только стволовые, но и любые другие клетки организма заставить работать на регенерацию органов».
Вице-президент Академии, председатель Научного совета РАН «Космическая биология и физиология» академик Анатолий Григорьев отметил, что «доклад удачно показал, как развивается наука в этом направлении у нас и за рубежом. Требуется решить очень много вопросов, не только медицинских, но и сугубо теоретических. Это направление успешно развивается. Необходимо объединить усилия многих специалистов – и физиологов, и биологов и других. Отсутствие закона, конечно, мешает внедрению этих результатов. Но мы способны на экспериментальном уровне решить многие вопросы. Необходимо создать комплексную межведомственную программу с упором на экспериментальную часть. Нужен хороший теоретический базис».
Вице-президент РАН академик Александр Александр в заключении обсуждения сказал, что нужно очень серьезно отнестись к предложениям академика Григорьева и Садовничего о создании специальной межведомственной программы. Нужно вести исследования по широким направлениям.

Добавить комментарий