«Проблемы с транспортировкой рыбы с Дальнего Востока в центральные регионы страны будем решать на федеральном уровне», — говорит глава Камчатки Владимир Илюхин
Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин рассказал в беседе с корреспондентом «Рыбака Камчатки» о том, как будут решаться вопросы с транспортировкой рыбопродукции с Дальнего Востока в центральные регионы, что будет с «прибрежкой» и каких масштабов достигла проблема браконьерства, передает ДВ — РОСС.
– Владимир Иванович, тема, которую нельзя обойти – введение Россией «продовольственных» санкций. Судя по всему, ситуация благоприятна для Камчатки: появился реальный шанс направить добытые морские биоресурсы во внутренние регионы России. Действительно ли Камчатка сможет накормить страну рыбой?
– Только Камчатка – конечно, нет, но край может сыграть существенную роль в импортозамещении рыбной продукции в стране. Сегодня 23-24% общего российского улова принадлежит Камчатскому краю, и, конечно, сложившаяся ситуация открывает перед нами большие перспективы. По большому счету, для наших рыбаков открываются новые рынки сбыта. Главное сейчас – воспользоваться ситуацией, направить максимум камчатской качественной продукции на столы россиян. У нас такая возможность появилась.
– Что необходимо для того, чтобы камчатский дикий лосось попал на столы россиян и при этом был доступен по цене?
– Конечно, главная проблема – транспортная составляющая. Камчатские рыбаки сегодня готовы отправлять практически весь объем выловленной и переработанной продукции в субъекты Российской Федерации. Но для того, чтобы конечная цена на нашу рыбу в центральной России в итоге была адекватной, нужно решить очень много проблем, связанных с транспортировкой продукции. В первую очередь необходимо установить особые тарифы для перевозки железнодорожным и морским транспортом. Здесь есть о чем поразмышлять и Министерству сельского хозяйства, и Министерству транспорта страны.
– Последние несколько лет все чаще звучит тема активного использования СМП для поставки камчатской рыбы в западные регионы РФ, но мешает высокая цена за ледокольную проводку судов. Как Вы думаете, в нынешней экономической ситуации удастся решить эту проблему с помощью федерального центра?
– Даже если бы такой возможности не было, она была бы должна появиться. В стране назрела острая потребность в развитии внутреннего транспортного коридора, который позволил бы наладить поставки рыбы по низкой цене между Дальним Востоком и европейской частью России. Сегодня основной поток всей дальневосточной продукции, в том числе камчатской, идет в центральные регионы страны через Приморье. Туда ее доставляют морем, а оттуда – железной дорогой по стране. С учетом погрузо-разгрузочных работ процесс занимает много времени и существенно увеличивает стоимость доставки. Северный морской путь может составить существенную конкуренцию дорогостоящему железнодорожному транспорту и практически полностью решить вопрос регулярного и дешевого грузооборота.
Безусловно, на первых порах, пока поставки по СМП не станут регулярными, пока объемы существенно не увеличатся, мы вынуждены будем говорить о необходимости введения особых тарифов для проводки судов по трассе Севморпути. Эта общая для дальневосточных регионов проблема. Мы обсуждали ее с руководителем Росрыболовства во время его визита на Камчатку, поднимали этот вопрос с коллегами на заседании Совета безопасности в Анадыре и во время визита Совбеза на Камчатку. Полагаю, эта проблема будет решена.
– Есть еще одна, и не справиться на региональном уровне, и она очень мешает работе рыбаков, – пересечение границы при проходе судов с Камчатки во Владивосток. Тут два варианта: или постоянно открывать/закрывать границу, или быть априори нарушителем. Какие действия могут быть предприняты в данном направлении?
– Перспективы решения проблемы есть. На совещании в Магадане премьер-министр страны дал поручение проработать механизм, позволяющий решить вопрос в пользу наших рыбопромышленников. Сроки, правда, уже вышли, но с учетом нынешних обстоятельств, думаю, решение в интересах российских рыбаков и перевозчиков вскоре будет принято.
Но я бы проблему существенно расширил. Ведь сегодня трудности есть не только с неоднократным пересечением госграницы, а с прибрежкой как таковой. Закон о рыболовстве, который определяет правила игры в этой сфере, к сожалению, не дает возможности полноценно развиваться береговой переработке. Из-за трудностей с пограничным контролем и другими контролирующими органами прибрежные компании попросту уходят из субъекта. Проблему нужно решать комплексно: создать нормальные условия для движения судов, в том числе – для пересечения госграницы; упростить процедуры контроля на всех уровнях, избавив рыбаков от излишних проверок; привязать прибрежные квоты к берегу, ведь от этого зависит развитие береговой переработки, создать рабочие места, а платить налоги в местные бюджеты, и многие другие преимущества, которые дает берегу прибрежное рыболовство.
– Вы в этом году активно взялись за браконьерство на реках полуострова, даже высказали идею о привлечении силовых структур из других регионов России. Действительно ли настолько глобально для Камчатки стоит проблема браконьерства?
– Когда это касалось локальных мест, то не представляло серьезной угрозы. Но сейчас проблема стала социальной. Это болезнь нашего общества, и для того, чтобы ее искоренить, мы вынуждены принимать жесткие меры. В первую очередь необходимо взять под охрану основные промысловые реки. И я буду делать все для того, чтобы привлечь сюда необходимые силы.
Как это будет на практике – покажет путина следующего года. Сегодня я вынужден констатировать, что усилий, которые предпринимает Росрыболовство в этой сфере, недостаточно для того, чтобы навести порядок на камчатских реках. Проблемой нужно заниматься серьезно, в противном случае масштабное браконьерство поставит под угрозу не только легальный рыбный промысел, но и сохранность водных биоресурсов в главном рыбацком субъекте страны. У меня нет сомнений в том, что я найду поддержку на федеральном уровне, чтобы необходимые силы на Камчатке в следующую путину появились.
– Насколько известно, некоторые рыбодобывающие компании тоже активно включились в борьбу с браконьерством и даже принялись сами охранять свои рыбопромысловые участки…
– Не только компании, но и некоторые родовые общины. Люди, которые ценят ресурс, стараются сохранить его для себя и последующих поколений, пытаются, как могут, оберегать реки от масштабного браконьерства. Это хороший, но небогатый опыт.
Если говорить о традиционном рыболовстве, то некоторые общины очень серьезно подходят к этому вопросу на своих участках. Они не только ведут промысел, но и, как могут, охраняют реки. У подобного принципа работы масса сторонников, но и противников хватает. Общин на Камчатке довольно много, они неоднородны. Традиционная рыбалка всегда основывалась на разумном потреблении, и настоящие общины работают как раз по такому принципу. Но часто желание получить прибыль превалирует над стремлением сохранить биоразнообразие для себя и потомков.
Что касается рыбопромышленных компаний, которые пытаются охранять реки, то это, скорее, попытки сохранить свой ресурс. Опыт хороший, особенно для отдаленных и труднодоступных территорий, но он не носит массового характера.
Повторю, браконьерство на Камчатке стало социальной болезнью. Она охватила многих, кто связан с добычей рыбы. Наша задача состоит в том, чтобы жесткими мерами вернуть все на круги своя. Этим надо заниматься на всех уровнях.
Газета «Рыбак Камчатки»
Добавить комментарий