15 сентября во Владивостоке откроется выставка о ленинградском андерграунде восьмидесятых-нулевых
В основу выставки Шейн помещает 37 стоп-кадров из фильма, которые служат временной разметкой с 1976 года по сегодняшний день. Исторические хроники этих лет стали каркасом фильма «Тимур Новиков. Ноль объект» не случайно – именно в эту эпоху рождается художественная революция 80-х, ключевыми фигурами которой были герои ленинградского андерграунда — Тимур Новиков, Виктор Цой, Сергей Курехин, Сергей «Африка» Бугаев, Георгий Гурьянов и Владислав Мамышев-Монро.
Однако в выставке Шейн говорит не столько о времени и поколении Тимура Новикова и его соратников, сколько о собственном восприятии рубежных отметок, размечающих исторический ландшафт: «Это инъекции в подсознание зрителя очень важных и канонических образов, которые не всегда находятся на поверхности, но они всегда провоцируют вас на ответную реакцию, вашу внутреннюю. Вы соединены с ними. Эта ответная реакция есть способ самоидентификации во времени и пространстве», — считает режиссер.
Основным медиа выставки становится стоп-кадр, который интересен Шейну тем, что не подчиняется правилам ни кино, ни художественной фотографии. По определению Анри Бергсона кино это – 24 плохих фотографии в секунду. Соответственно, стоп-кадр — одна из 24 плохих фотографий в секунду, — лишен своей органичной функции и вырван из контекста и кино и фотографии. Такой кадр обретает функцию чистой репрезентации времени и дает огромный потенциал для возможных личностных интерпретаций. Так, сравнивая кино с добытой рудой, Александр Шейн не только изучает ее возможности, но и обогащает ее через новые формы разговора со зрителем внутри той же темы, но в другом регистре.
Что такое дивинация?
«…есть у людей нечто такое, что у нас называется дивинация (divinatio), а у греков μαντική, т. е. способность предчувствовать и узнавать будущее. Это была бы, конечно, великолепная и спасительная вещь (если бы только она существовала в действительности), с ее помощью смертная природа могла бы вплотную приблизиться к божественной. Так что мы в этом, как и во многом другом, поступили лучше, чем греки, присвоив этой превосходнейшей способности название, производное от слова «divus» (божественный), между тем как греки, судя по толкованию Платона, произвели свое название от [слова «μανία», означающего] «исступление» (furor). — Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М., «Наука», 1985.
Дополнительная информация о выставке доступна здесь.
Добавить комментарий