КОГДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СТАНЕТ РЕАЛЬНОСТЬЮ?
Ответ на этот вопрос, говорят наблюдатели, сегодня, похоже, не сможет точно дать ни сам Медведев, ни, тем более, кто-то другой. Камнем преткновения, вернее, одним из них, но таки главным, стала кандидатура ректора федерального университета. Возглавляющий два десятка лет ДВГУ доктор юридических наук Владимир Курилов, как уверяют, много сделавший для вуза, приложивший немало усилий для его будущего перерождения в федеральный университет, оказался «не в формате». Формальной причиной называют необходимость доверить руководство принципиально новым учебным заведением, вроде как ориентированным на развитие науки и инновационной деятельности, даже больше – на становление в один ряд с ведущими университетами мира, вроде Сорбонны и Гарварда, человеку, по меньшей мере, имеющему академическое звание. Более сведущие люди в качестве причины называю испорченные отношений ректора ДВГУ с губернатором Приморья Сергеем Дарькиным.
У последнего, кстати, есть своя креатура – ректор ВГУЭС, «одного из наиболее динамично развивающихся вузов Дальнего Востока» Геннадий Лазарев. Злые языки говорят, что в качестве «благодарности» за своё ректорство в ФУ Геннадий Иннокентьевич вроде как согласен поделиться многочисленным и доходным имуществом своего вуза.
Не смог ректор Курилов найти поддержки и у полпреда президента в Дальневосточном округе Виктора Ишаева, являющегося среди прочего и действительным членом (академиком) Российской академии наук.
Кстати, коллеги В. Ишаева по РАН, работающие во владивостокских институтах Дальневосточного отделения РАН, те, кому предлагали пересесть в ректорское кресло ФУ, от столь заманчивой перспективы дружно отказались. На февральском совместном заседании Президиума ДВО РАН и Совета ректоров ДВФО председатель последнего президент Дальневосточного государственного университета путей сообщения Виктор Григоренко говорил о возможности разрешения вопроса по кандидатуре руководителя ДВФУ во время пребывания в Хабаровске академика Садовничего, ректора МГУ и председателя Союза ректоров России. Но на встречу с ним Курилов даже не поехал, послав проректора по учебной и воспитательной работе ДВГУ Игоря Соппу… Впрочем, и Садовничий был неожиданно вызван в Москву, и с ректорами-дальневосточниками он не встречался.
Несмотря на ясно оговариваемые сроки президентского указа никто не рискнул пойти даже на чисто формальный шаг – смену вывески ДВГУ на ДВФУ. Разве что один из корпусов вуза на Октябрьской украшал многообещающий лозунг «Сегодня студент ДВГУ – завтра Федерального университета», но и тот днями куда-то пропал.
Согласно Концепции создания ФУ они должны появиться в каждом федеральном округе для решения региональных задач. Дальневосточный округ, в отличие от остальных, получил возможность создать сразу два университета. Понятно, что каждый из двух ФУ ДВФО должен быть не похожим, но в чём будет разница? О разделении между ними сфер влияния ни слова. Кто должен определить специфику вуза, местная власть?
На местах, кстати, прилагали немало сил для того, чтобы заполучить престижный вуз в свой край или область. За право расположить ДВФУ у себя отчаянно бились Владивосток и Хабаровск. Победителем вышел краевой центр Приморья. Но вместе с тем ректоры здешних вузов получили в итоге и сильную головную боль: медведевским указом предусматривалось в том числе и присоединение к федеральному университету «других государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук и их региональных отделений». И вот с октября прошлого года ректоры пребывают в тревожном ожидании: останутся ли руководимые ими вузы нетронутыми или же их сольют воедино в ФУ?
Неоднократно публично представляемая программа создания федерального университета скорее сеяла ещё больше неопределённости и тревог, чем вносила ясности, поскольку постоянно изменялась: то ФУ предлагали создавать лишь на базе ДВГУ, то всё же путём объединения (например, Уссурийского пединститута, Дальневосточной академии искусств, Тихоокеанского экономического университета), поскольку классический университет, каким является Дальневосточный, силён в естественно-научных и гуманитарных направления, но не может похвастаться экономическими или техническими школами.
Между тем, не за горами ещё один контрольный срок, установленный указом №1172. Через месяц, к 21 апреля (в 6-месячный срок) должны быть одобрены программы развития пяти новых ФУ, в том числе и Дальневосточного. Однако сегодня уже и некоторые бывшие ярые сторонники федерального университета начинают говорить о его если не ненужности, то преждевременности. Противников же создания глобального образовательного монстра изначально хватало. Особенно всех изумляло предлагаемое количество студентов ФУ – 50 тысяч. Когда стали говорить о том, что одной из главных задач ДВФУ будет подготовка элиты – научной, образовательной, управленческой – для нужд региона, то невольно возникал вопрос: зачем так много и что это будет за «элита»?
Сегодня вопросов о будущем ФУ пока больше, чем ответов. Оказывается, не знает их и власть – инициатор создания принципиально новых образовательных учреждений высшей школы. Потому так спокойно взирает на столь явное игнорирование президентских указов. Поскольку до очередной наборной компании осталось совсем немного времени, перспектив у абитуриентов этого, 2010 года стать студентами федерального университета скорее всего мало.
Сергей СЕМЁНОВ
Есть о чём задуматься.