С юбилеем!!! 80 лет Олегу Басилашвили!!!
Один из самых талантливых актеров советского и российского экрана, импозантный Олег Валерианович Басилашвили покорил сердца многих зрительниц, несмотря на то, что чаще всего играл обольстительных мерзавцев, разбивающих женские сердца. Сегодня у него юбилей!!!, в день рождения кинозвезды, ВСПОМНИМ 12 ФИЛЬМОВ, ПРИНЕСШИХ ЕМУ ИЗВЕСТНОСТЬ И СЛАВУ, передает ДВ — РОСС.
С юбилеем!!! 80 лет Олегу Басилашвили!!! Басилашвили, юбилей
Олег Валерианович Басилашвили родился в интеллигентной семье. Его мать Ирина Сергеевна Ильинская была известным в СССР лингвистом, дед – архитектором. Театром Олег был увлечен с детства и страстно мечтал стать актером. В 1956-м он без труда поступил в студию МХАТ. Его однокурсниками были Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев и Татьяна Доронина. Окончив вуз, приехал в Ленинград, да и так и задержался на его подмостках, работая сначала на сцене Театра Ленинского комсомола, а потом в Большом драматическом.
Олег Басилашвили принадлежит к знатному роду, который очень давно владел большим наделом земли на границе Южной Осетии и Грузии. Говорят, что землю предкам Олега подарил грузинский царь. Однажды актер решил посмотреть, что ему принадлежит, и отправился на границу. Его радушно приняли и сказали, что он может делать на своей земле все, что захочет: строить дома, разводить сады и скот.
Первые роли в кино он сыграл, еще будучи студентом МХАТа. В 1956-м он снялся в фильме «Невеста». Его персонаж Андрей Андреевич – перспективный многообещающий жених.
В драме «Гранатовый браслет» (1964) он предстал в образе настоящего аристократа князя Василия Львовича Шеина, отличающегося болезненной чуткостью. Это, пожалуй, самая положительная роль в дальнейшей карьере Олега Басилашвили.
В драме «Старшая сестра» (1966) он снялся в роли режиссера театра Олега Медынского:
Запомнился он и в роли инженера Лоскутова, живущего не только на одну зарплату – он перепродает антиквариат (фильм «Возвращение «Святого Луки»», 1971). Амплуа негодяя теперь будет сопровождать актера.
Следующая роль в амплуа мерзавца – Лахновский из телесериала «Вечный зов» (1973–1983).
Но самым подлым человеком оказался его Самохвалов из комедии «Служебный роман» (1977). Эта роль и принесла Олегу Басилашвили первые лавры. Амбициозный начальник, успешный человек, успевший побывать заграницей, тщеславный, он готов на все ради карьеры – играть в любовь, предать друга и т.д. Его герой несколько напоминает Молчалина из «Горя от ума», у которого все средства хороши. Самохвалов учтив с Калугиной, флиртует с ее секретаршей Верочкой, секретничает со сплетницей Шурой. Но при всем отвратительном впечатлении, которое создает Самохвалов как человек, Басилашвили играет своего персонажа так, что невозможно не восхититься мастерством актера.
Когда-то Эльдар Рязанов написал расписку для Басилашвили, в которой обязался снимать актера в каждом своем фильме. Он сдержал свое обещание лишь отчасти. Например, в комедии «Ирония судьбы, или с легким паром!» Басилашвили не играет, но зритель может увидеть его в фильме, правда, только на фотографии. Помните момент, когда герой Мягкова выбрасывает в окно снимок Ипполита? На фотографии зрители видят Яковлева, который сыграл Ипполита, однако, когда Надя поднимает фотографию со снега, на ней изображен Олег Басилашвили. Изначально роль Ипполита действительно должна была достаться Олегу, но он отказался от работы из-за смерти отца. Эпизод с фотографией был уже отснят, а когда фильм полностью смонтировали, про этот эпизод Рязанов просто забыл. Просмотрев отснятый материал, создатели картины решили не переснимать момент.
В 1979-м Олег Басилашвили предстал в образе писателя, переводчика и преподавателя Андрея Павловича Бузыкина из «Осеннего марафона». Этот герой мечется меж двух огней, все никак не может сделать выбор – остаться с женой или уйти к любовнице. Совершенно неожиданное амплуа для актера. И какой-то герой его весь помятый, скукожившийся, мягкотелый, бесприютный, загнанный обстоятельствами. Его нерешительность сквозит во всем: в силу своей интеллигентности он не может сказать «нет» соседу- алкашу, коллеге, которая его использует…
Заслуженную славу принес ему фильм «О бедном гусаре замолвите слово…» (1980), где актер сыграл санкт-петербургского статского советника графа Мерзляева, гнусного интригана и авантюриста:
Этот неоднозначный характер как будто специально создан для Басилашвили. Его Мерзляев умен, эрудирован, наблюдателен. Он настоящий интеллектуал, знаком со многими писателями, владеет иностранными языками. Он вхож в любую компанию, везде ему рады: он богат, влиятелен, со связями. Но при всем внешнем лоске Мерзляев коварен, высокомерен, считая всех ничтожествами. А в мире людей честных и благородных он чувствует себя неуютно:
Следующим звездным фильмом стал «Вокзал для двоих» (1982), где Олег Басилашвили предстал в образе пианиста Платона Рябинина. Очень трогательный образ интеллигентного человека, который влюбился в привокзальную официантку. Слепой случай судьбы привел его к тюремному заключению. Очень чуткий, ранимый, но вместе с тем обаятельный и благородный герой влюбил в себя не только героиню Гурченко, но и всех женщин тогдашнего СССР. Чтобы сняться в картине «Вокзал для двоих», актер два месяца практически прожил в одной из подмосковных колоний. Мало кто знает, что его роль писалась с реальной истории. «Виновным» в аварии был композитор Микаэл Таривердиев. Когда автомобиль сбил человека, за рулем сидел не композитор, а актриса Людмила Максакова. Микаэл не попал в колонию, его освободили по амнистии.
Культовым фильмом в творческой биографии актера стала трагикомедия «Небеса обетованные» (1991). Здесь Басилашвили принадлежит роль Федора Степановича, бывшего музыканта, отмотавшего срок за исполнение иностранного шлягера, а теперь человека, опустившегося до уровня бомжа, живущего преимущественно на чужих дачах, которые хозяева на зиму оставляют без присмотра. Опытный сластолюбец-ловелас, неоднократно побывавший окольцованным, в седьмой(!) раз женится на молоденькой Щукиной.
В фильме «Предсказание» (1993) Олег Басилашвили исполнил роль писателя Олега Владимировича Горюнова, которому привокзальная цыганка предрекла близкую смерть. По версии гадалки, ему-то и осталось всего 24 часа! Много перипетий выпало на судьбу Горюнова, и до сих пор на первый взгляд вроде бы удачный человек как будто не в своей тарелке – переживает боль утраты любимой жены и страшится будущего: ведь творческие порывы не вечны, и вдохновение может иссякнуть. Может быть, именно на этой ранимости души и сыграла цыганка. И вкус к жизни возвращает ему Людмила, женщина, с которой он раньше был знаком и вынужден был расстаться.
Блестяще Олег Валерианович сыграл Воланда в телесериале «Мастер и Маргарита» (2005). Настоящий дьявол, жестокий и коварный, мудрый и саркастичный, воплощение темного начала во всем своем величии.
Во времена Советского Союза Олег много гастролировал по миру и рассказывал, что все актеры ездили за границу с двумя чемоданами: в одном лежала одежда, а в другом — еда, поскольку им платили минимальные суточные, на которые можно было купить только один бутерброд. Однажды на гастролях в Японии Басилашвили получил огромный по меркам советского человека гонорар и попросил одну из актрис пойти с ним в магазин, чтобы Олег купил жене туфли, поскольку у девушки был точно такой размер ноги. Олег до сих пор помнит, что потратил весь гонорар на шесть пар обуви.
Награды:
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (5 февраля 2009 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 февраля 2004 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства
Орден Дружбы (17 декабря 1994 года) — за заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, укреплением дружбы и сотрудничества между народами
Орден Трудового Красного Знамени (1979 год)
Орден Мира
Заслуженный артист РСФСР (1969 год)
Народный артист РСФСР (1977 год)
Народный артист СССР (1984 год)
С юбилеем!!! 80 лет Олегу Басилашвили!!! Басилашвили, юбилей
Источник: relax.ru
Добавить комментарий