Top.Mail.Ru

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА США И КАНАДЫ РАН СЕРГЕЙ РОГОВ: НАУЧНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ НЕТ!

pogovДАВНО ПОРА СОЗДАТЬ В РОССИИ УСЛОВИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИВЛЕЧЬ ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ОТРАСЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

РАЗРУШЕНИЕ РАН БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДЕГРАДАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ

МОСКВА, 18 марта, ДВ-РОСС. На очередном заседании Президиума Российской академии наук его участникам был представлен доклад директора Института США и Канады РАН члена-корреспондента Сергея Рогова «Невостребованность науки как угроза национальной безопасности».

С.М. Рогов – специалист в области внешней политики и международных отношений, национальной и международной безопасности. Он обратил внимание на то, что «в формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного прогресса – США, Европейский Союз, Япония и Китай. К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров не входит.

Россия не сможет добиться ведущей роли на международной арене без развития научного потенциала страны. Тот факт, что падение ВВП в России оказалось самым большим среди стран «Большой двадцатки», подтверждает опасную зависимость нашей страны от конъюнктуры мирового рынка. Тем временем мировые лидеры стремятся выйти из кризиса на новой технологической основе».

СЫРЬЕВАЯ МОДЕЛЬ

Автор доклада напомнил, что президент Д.А.Медведев подчёркивает, «привычка жить за счёт экспорта по-прежнему тормозит инновационное развитие». Сегодня почти половина ВВП России создаётся за счёт экспорта сырья. У нас практически исчезла конкурентоспособная наукоёмкая промышленность. Удельный вес России в глобальном экспорте наукоёмкой продукции не превышает 0,3%.

По оценке агентства Томсон-Ройтерс, «проблема заключается в значительном сокращении финансирования фундаментальных и прикладных исследований в России после развала Советского Союза». В результате непродуманных реформ в 1990-е годы значительная часть отраслевой науки была приватизирована и бесследно исчезла. Резко сократилось бюджетное финансирование НИОКР. Уменьшилась почти в 3 раза численность научных исследователей. Произошла утрата целых научных школ.

Сложившаяся ситуация – результат применения в России неолиберальных экономических концепций, согласно которым любое государственное вмешательство в экономику ведёт к негативным последствиям. Такая вера в «невидимую руку рынка» затронула и государственную политику в научной сфере. Наука вообще не рассматривалась как фактор социально-экономического развития страны. Произошло разгосударствливание российской науки. Фактически научной политики в России нет. Это предопределяет деградацию научно-технического потенциала нашей страны, если не удастся переломить сложившуюся тенденцию.

КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН…

В этих условиях чуть ли ни единственным уцелевшим оплотом науки в нашей стране оказалась Российская академия наук (РАН), главной задачей которой является осуществление фундаментальных исследований. Но и РАН понесла немалые потери. Не секрет, что уже на протяжении многих лет РАН фактически ведёт борьбу за выживание. В 2009 году бюджет Академии составлял всего 46 млрд. рублей или 1,5 млрд. долл. «Бюджеты ведущих российских институтов составляют лишь 3-5% материального обеспечения аналогичных учреждений в США», – отмечается в докладе агентства Томсон-Ройтерс.

Обращает на себя внимание развернутая в некоторых СМИ кампания по дискредитации РАН. В этой кампании используются разного рода фальсификации и подтасовки. Конечно, не стоит идеализировать работу РАН, её недостатки хорошо известны. Но они связаны прежде всего с мизерным финансированием Академии. Ведь для проведения реформ и привлечения молодежи в науку нужны деньги. Тем не менее, РАН сохраняет традиции академического самоуправления и сохраняет высокую репутацию в мировом научном сообществе. Академия остаётся носителем глубокой научной культуры и продолжает вести исследования по достаточно широкому фронту науки.

ОПЫТ ЛИДЕРОВ

У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП. В странах-лидерах мирового научно-технического развития растут частные и государственные расходы на фундаментальную науку. В этих государствах используется широкий набор механизмов государственной поддержки, ориентированных на университеты, исследовательские институты и лаборатории, крупные национальные корпорации, малый и средний бизнес.

Так, в условиях финансово-экономического кризиса администрация Барака Обамы приняла решение о резком увеличении государственных расходов на НИОКР. Выступая в Национальной академии наук 27 апреля 2009 г., Обама объявил о намерении довести расходы на НИОКР до 3% ВВП. 21 сентября 2009 г. президент США подписал «Американскую инновационную стратегию», где ставится задача «восстановить лидерство Америки в фундаментальных исследованиях». Стратегия Обамы связана с расчётами на новый научно-технический рывок, который должен обеспечить лидерство США в глобальной экономике XXI века.

КАК ПРИВЛЕЧЬ БИЗНЕС В РОССИЙСКУЮ НАУКУ?

В развитых странах – лидерах мировой науки научная политика имеет две стороны. С одной стороны, государство напрямую финансирует научные исследования, а с другой – с помощью налоговых мер стимулирует расходы на НИОКР частного сектора. В России, по данным ОЭСР, налоговая система не поощряет, а ущемляет расходы на НИОКР. Поэтому в стране отсутствует спрос на инновации. В экономике России отсутствуют стимулы для перетока средств в высокотехнологичные отрасли. К сожалению, велик разрыв между стадией исследовательских работ и их коммерциализацией, их внедрением в прикладную сферу. Инновационная экономика заработает только тогда, когда бизнесу станет выгодно тратить деньги на инновации. Причина низких расходов российского бизнеса на НИОКР связана не только с известными особенностями формирования рыночной экономики в России, но и в отсутствии продуманной государственной политики по поощрению расходов частного сектора на НИОКР косвенными методами – с помощью налоговых стимулов. Давно пора создать в России условия для того, чтобы привлечь частный капитал в высокотехнологичные отрасли национальной экономики. Это необходимо для резкого повышения инновационной активности российского бизнеса, доля которого в расходах на НИОКР должна возрасти хотя бы до 50%. Кроме того, надо существенно расширить спектр государственных механизмов финансовой поддержки инновационного бизнеса.

РАЗРУШЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Многолетнее недофинансирование науки имеет далеко идущие негативные последствия, способствуя деградации человеческого капитала в России. Расходы на НИОКР на душу населения в странах ОЭСР составляет около 700 долларов, а в США, Японии, Израиле и Финляндии – примерно 1,1 тысяч долларов. По государственным расходам на НИОКР на душу населения (86 долларов) Россия отстает от лидеров в 4-5 раз, а по частным расходам (40 долларов) – в 15-20 раз. Даже Китай с его огромным населением по уровню подушевых расходов частного сектора на НИОКР уже почти в полтора раза опережает Россию!!!

Чрезвычайно негативную роль играет такой показатель, как крайне низкий уровень затрат на одного научного исследователя. По этому показателю Россия в 3 раза отстает от среднемирового показателя. Мы особенно уступаем развитым странам – в 5 раз меньше, чем в США и Германии, в 4 раза – в Великобритании, Франции и Японии. Это не позволяет многим талантливым учёным вести научные исследования в России. Что касается зарплаты, то длительное время она отставала от средней заработной платы в стране и по-прежнему многократно уступает уровню доходов учёных в развитых государствах.

Все это привело к «утечке умов». По некоторым оценкам, из страны уехали от 100 до 250 тысяч учёных. Показательно, что в России всего 1% опрошенных с уважением относится к профессии учёного, а в США – 56%. Надо прежде всего создать нормальные условия на уровне мировых стандартов здесь, в России, для научной молодежи, чтобы остановить отъезд за рубеж и «внутреннюю эмиграцию» молодых учёных в более престижные и высокооплачиваемые сферы нашей экономики. Иначе в стране исчезнет «критическая масса мозгов».

ПОЧЕМУ НЕТ ДЕНЕГ НА НАУКУ

Утверждение о том, что у нашего государства нет денег на науку – вымысел. В разгар финансового кризиса российские власти израсходовали на регулирование курса рубля свыше 200 миллиардов долларов. По предварительным оценкам в 2008-2009 годах на антикризисные меры в пожарном порядке было выделено около 3 триллионов рублей или 100 миллиардов долларов. Глупо возлагать на РАН, главной сферой которой является фундаментальная наука, ответственность за медленное внедрение инноваций в экономику.

Россия – единственная страна в мире, где доля расходов на гражданскую науку (0,4% ВВП) меньше, чем на оборонные НИОКР (0,6% ВВП). Но и это не в состоянии обеспечить поддержание военно-стратегического баланса с США, Европой, Китаем. Деградация научно-технического комплекса привела к тому, что, несмотря на рост оборонного госзаказа, производство вооружений упало до минимального уровня.

УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Самая большая проблема – это даже не низкий уровень финансирования, а невостребованность науки. Разрушение РАН будет способствовать дальнейшей деградации человеческого капитала и социальной инфраструктуры в России. Фундаментальная наука России является конкурентным преимуществом страны и необходимо развивать это преимущество. Учитывая важнейшую роль, которую наука и инновации играют в формировании постиндустриальной модели развития («общество знаний») в XXI веке, роль центров силы в глобализующемся мире могут играть только державы, обладающие мощным научно-техническим потенциалом.

Нынешняя ситуация создаёт угрозу национальной безопасности России. Если не изменить подход к науке, то произойдёт консервация примитивной структуры экономики, усиление научно-технологического отставания страны, дальнейшее снижение международной конкурентоспособности отечественной несырьевой продукции и закрепление унизительного для России статуса сырьевого придатка мировых лидеров.

К сожалению, оказались невыполненными принятые несколько лет назад известные решения Совета Безопасности Российской Федерации, предусматривавшие адекватное развитие российской науки (в частности, финансирование гражданских НИОКР на уровне 4% федерального бюджета).

Практически все ведущие страны имеют продуманную стратегию научно-технического развития, которая реализуется на практике и обеспечивается выделением значительных финансовых средств.

Главный упор в этих программах делается на увеличении государственных инвестиций в НИОКР в приоритетных отраслях, стимулировании внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию, принятии комплексных мер по поощрению инновационной активности частного сектора, особенно малого и среднего бизнеса, а также подготовке квалифицированных научных и инженерно-технических кадров.

Всё это позволяет сделать вывод о том, что выход России в число лидеров глобального научно-технического развития требует ускоренного осуществления государственной стратегии поддержки НИОКР и инноваций.

С учётом мирового опыта и особенностей современного состояния экономики России такая стратегия, как представляется, должна включать два взаимодополняющих компонента.

Во-первых, необходимо увеличение бюджетного финансирования приоритетных направлений фундаментальных исследований, а также (в оборонной сфере) прикладных НИОКР.

Во-вторых, требуется продуманная налоговая политика по стимулированию расходов частного сектора на НИОКР («налоговые расходы»).

Для модернизации российской экономики требуется хорошо продуманная государственная научная политика, а не новые неолиберальные эксперименты.

На первом этапе задача заключается в том, чтобы довести уже в ближайшие годы расходы на НИОКР как минимум до 2% ВВП (1% за счет государственного финансирования и 1% за счет частных расходов). Россия может и должна в 2012 году выйти на показатель 50% от уровня лидеров по расходам на 1 исследователя – порядка 50 миллиардов долларов в год в ценах 2010 года.

На втором этапе (до 2020 г) расходы на НИОКР должны достигнуть 3% ВВП – 75% от уровня лидеров по расходам на 1 исследователя, чтобы обеспечить выход на средний уровень в размере 70-80 млрд. долл. в год в постоянных ценах.

На третьем этапе (середина XXI века) расходы России на НИОКР необходимо довести до 4-5% ВВП (100-120 миллиардов долларов в год в постоянных ценах), что позволит войти в группу мировых лидеров по расходам на 1 исследователя.

Только в этом случае Россия сможет вернуться в число научных сверхдержав в XXI веке, стать одним из центров силы в многополярном мире», – заключил свой доклад член-корреспондент РАН Сергей Рогов.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

One Response to ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА США И КАНАДЫ РАН СЕРГЕЙ РОГОВ: НАУЧНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ НЕТ!

  1. Владимир:

    Для меня Ваши выступления как глоток свежей воды. Удивительно, как академическая история может быть интересной и правдивой. Пусть я не во всем согласен формально, но Вы очень интересный и умный человек. А как во-время Вы выступаете! Удач Вам и здоровья!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика