ПРИМОРЬЕ: МИТИНГ ОППОЗИЦИИ ПРОШЁЛ НЕ БЕЗ ПАКОСТЕЙ, НО БЕЗ СТОЛКНОВЕНИЙ
До ожидаемых десяти тысяч участников митингующие не дотянули, но то, что люди вообще пришли на центральную площадь Владивостока уже стало победой оппозиционеров, поскольку сопротивление его проведению оказывалось всеми доступными власти способами. Организаторам отказывали в месте, изымали агитационные материалы, дезинформировали население… собраться именно на центрально площади Борцов за власть Советов на Дальнем Востоке.
Впрочем, без происшествий таки не обошлось: пока организаторы подготавливались к митингу, разворачивали транспаранты и лозунги неизвестные молодые люди поторопились напакостить только собирающимся митингующим и закидали агитационные средства полиэтиленовыми пакетами с голубой краской. В результате пострадали не только плакаты и растяжки, но и некоторые из организаторов, получившие испачканными одежду, обувь, руки…
Пропало куда-то и электроснабжение, так что оппозиционеры вынуждены были разворачивать мобильный генератор. Всё это задержало начало митинга, но собравшиеся не расходились, более того, народ всё прибывал. Митинг собрал самые неожиданные политические и общественные силы, движения, организации… Основу, понятно, составили представители Оппозиционной Коалиции, в которую, напомним, вошли Товарищество Инициативных Граждан России (ТИГР), КПРФ, Яблоко, НДС, а также позже примкнувшая партия Свобода и Народовластие В.И. Черепкова. Но кроме того, на площадь пришли лимоновцы (национал-большевики), «Мамы Владивостока», байкеры, , панки, комсомольцы, профсоюзные лидеры, наконец, просто неравнодушные люди.
Работник автобазы Дальневосточного отделения Российской академии наук Сергей Николаевич Липский и супругу привёл, и красным флагом запасся. Хоть он и не уверен, что к мнению несогласных прислушаются, но терпеть дальше благотельную заботу нынешних господ о народе он не хочет. По его мнению, единственный действенный способ добиться изменений заключается в объединении всех здоровых сил общества.
Другие собравшиеся были более категоричны в своих, правда, большей частью анонимных высказываниях. В группе молодёжи, стоящей под знамёнами Коммунистического союза молодёжи (КСМ) одна из девушек предложила « вынести из Мавзолея Ленина, а на освободившееся место положить Путина». Стоявший рядом мужик встревоженного вида категорично отрубил: Ленина не трогай!» Взявшаяся в ответ пояснять свою позицию девушка почему-то вспомнила надгробие на могиле Ельцина, выполненное в виде государственного флага, который даже птицам осквернять опасно для жизни. На что мужик ещё более категорично ответил, что он с довольствием на то надгробие нас…л бы. Готовую разгореться дискуссию прервало подхваченное народом «Путин уходи!». А какая-то девчушка добавила от себя: «Мы – люди!»
Пенсионерка Зинаида Викторовна Иванова пришла со своим двойным плакатом, её рисунок тарелки с куриной ножкой, где мясо достаётся власти, а народу – только голая кость, все находили очень верно отмечающим действительное положение дел. Но таких иносказательных плакатов было немного, в основном надписи носили предельно конкретный характер. Как и призывы, звучавшие из уст выступающих. Ораторы требовали отставки главы правительства, чиновников, губернатора. Когда организаторы рассказали, что приглашали С. Дарькина на митинг, но тот, сославшись на большую занятость подготовкой к саммиту АТЭС, вежливо отказался, митингующие поробывали докричаться до окон губернаторского кабинета – здание администрации края нависает несокрушимым утёсом над площадью – но свежий ветерок сносил голоса.
Всё же администрация края не осталась совсем уж безучастной, среди митингующих довольно долгое время находился вице-губернатор края по вопросам внутренней политики Александр Шемелев. Корреспондент ДВ-РОСС поинтересовался у чиновника судьбой широковещательно объявленной сельхозярмарки, которая, как обещали власти, должна была радовать жителей Владивостока своей роскошной и сверхдешёвой распродажей всю нынешнюю субботу и завтрашнее воскресенье. На что господин вице-губернатор ответил, что его епархия – внутренняя политика, а вовсе не торговля или там сельское хозяйство. Любопытно было бы узнать мнение глубокоуважаемого вице-губернатора, а для кого проводится, в чьих интересах и о ком заботится та внутренняя политика, за которую он отвечает в крае?
Всю предшествующую сегодняшнему дню неделю накал страстей вокруг митинга оппозиции всё возрастал. Оппозиционеры без устали выступали с заявлениями о неизменности своих намерений, власти же опровергали сообщения о проведении акции. Многие ожидали сегодня в центре города некие волнения, известный Владивостокский политический деятель Владимир Гильденберг рассказал, что, собираясь на площадь видел, как у Первореченского райотдела загружали силовиков в автобус. По городу вообще ходили слухи, что вновь нужно ждать «в гости» приезжих ОМОНовцев… Но в итоге всё прошло довольно спокойно. Милиции на самой площади было минимум, протестанты улиц не перекрывали, за рамки оговоренной территории митинга никто не выходил, поскольку разрешённую первоначально площадку 40 на 80 метров после увеличили до всей площади из-за отсутствия ярмарки. Толко почти в самом конце какой-то казус вышел с панками, полезшими в драку с ещё более отчаянными молодыми людьми. Но их быстренько приструнили…
К началу снегопада площадь опустела. Оппозиционеры говорят, что не надолго, 31 марта они вновь хотят выйти на улицы. Лидер коммунистов Приморья Владимир Гришуков выразил твёрдую уверенность, что в последующем им удастся собрать значительно больше протестующих. Пенсионерка Зинаида Викторовна Иванова поддержала первого секретаря крайкома КПРФ, только посоветовала сократить количество лозунгов, взять на вооружение опыт большевиков с их предельно краткими и понятными всем призывами: земля – крестьянам, фабрики – рабочим, мир – народам. Тогда на митинг соберутся все.
Сергей СЕМЁНОВ
Как сказал бы Ипполит Матвеич: Да уж…