Top.Mail.Ru

Группа «Сумма» нашла инвесторов в Гонконге для строительства «Большого порта Зарубино»

Как стало известно «Коммерсанту», группа «Сумма» Зиявудина Магомедова нашла гонконгского соинвестора для строительства «Большого порта Зарубино» в Приморье. China Merchants Holding International (CMHI), которой владеют китайская госкомпания China Merchants Group и Goldman Sachs, собирается стать акционером проекта и обеспечить часть грузовой базы порта. «Сумма» рассчитывает и на госфинансирование, но в профильных министерствах проект порта Зарубино еще даже не видели. Об этом передает ДВ-РОСС.

О том, что группа «Сумма» договорилась с CMHI о совместном строительстве порта Зарубино, «Ъ» рассказал владелец группы Зиявудин Магомедов. По его словам, вчера стороны подписали соглашение о намерениях, в рамках которого китайская компания станет миноритарным акционером порта. Структуру сделки и размер выкупаемой CMHI доли господин Магомедов не уточнил, отметив, что юридическая форма сделки будет определена в течение трех месяцев. Кроме того, CMHI обеспечит порт грузовой базой (на первом этапе это четыре млн тонн зерна и 500 тыс. TEU-контейнеров) и выступит соинвестором, говорит владелец «Суммы», не называя размер вложений. Сделка еще будет согласовываться с правительством, добавил он.

CMHI основана в Гонконге в 1992 году и является крупнейшим активом государственной China Merchants Group (контролирует 55% акций, еще 45% — у Goldman Sachs). CMHI присутствует в семи из десяти крупнейших контейнерных портов Китая. В 2013 году выручка CMHI составила $5,48 млрд. Вчера в CMHI на запрос «Ъ» не ответили.

«Сумма» планирует построить «Большой порт Зарубино» в бухте Троицы, в 18 км от границы с Китаем, к 2018 году. Грузооборот составит 60-100 млн тонн в год, большую часть объемов должен обеспечить транзит из северных в южные провинции КНР. Через порт будут перегружаться зерно (около 10 млн тонн), контейнеры (до двух млн TEU в год), генеральные и навалочные грузы (до 35 млн тонн в год), Ro-Ro-грузы и др.

Стоимость проекта с учетом железнодорожной и автомобильной инфраструктуры и «сухого порта» в приграничном Хуньчуне оценивается в $3-3,5 млрд. По словам Зиявудина Магомедова, проектные работы планируется начать в феврале 2015 года, собственные средства «Суммы» составят $1-1,2 млрд, и группа «не исключает обращения в ФНБ за предоставлением 45 млрд руб.». Позже телеканалу «Россия 24» господин Магомедов добавил, что компания рассчитывает на участие государства в финансировании инфраструктуры, часть средств «можно изыскать в рамках модернизации Транссиба и БАМа».

Однако ответственный секретарь Российско-китайской палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией Сергей Санакоев заявил «Ъ», что факт привлечения «Суммой» китайского партнера не означает, что государство уже согласовало проект Зарубино и готово инвестировать: «Сейчас есть четыре варианта строительства крупного порта на Дальнем Востоке, и не обязательно, что будет выбран проект «Суммы». Он уточнил, что межправсоглашений между РФ и КНР по Зарубино не было и в ближайшее время их не планируется подписывать.

Вчера в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова заявили «Ъ», что список проектов, претендующих на средства ФНБ, согласован и Зарубино в нем нет. Дополнительные заявки принимает Минэкономики, но там сообщили, что «Сумма» к ним не обращалась. В Минтрансе заявили, что для «принятия решения о реализации проекта в Росморречфлот должна быть представлена декларация о намерениях инвестирования с расчетами экономической эффективности» и другие материалы, но они пока не поступали. В ОАО «РЖД» также заявили «Ъ», что не участвуют в проекте порта, напомнив, что «не занимаются строительством подъездных путей за свой счет, а средства на Восточный полигон предназначены для модернизации путей общего пользования».

Но проект поддерживает Минвостокразвития: летом оно включило Зарубино в список из 14 территорий опережающего развития (ТОР). Позже проект этой ТОР был внесен в законопроект о ТОРах на Дальнем Востоке, который сейчас рассматривается Госдумой.

Надежда Малышева из Portnews считает, что с учетом привлечения иностранного инвестора у «Суммы» есть все шансы для строительства большого портового хаба в Зарубино. Железная и автодорога там есть, их пропускные способности ограниченны, но для запуска первого этапа этого достаточно, считает она. Но впоследствии без усиления транспортной инфраструктуры не обойтись, и если государство не согласится инвестировать в строительство, «Сумма» может привлечь в качестве партнера ОАО «РЖД» по примеру порта Усть-Луга.

Юлия Галлямова, Егор Попов

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика