Top.Mail.Ru

8 АПРЕЛЯ В ПРАГЕ БУДЕТ ПОДПИСАН НОВЫЙ ДСНВ

img_14975059_0023
ВЛАДИВОСТОК, 27 марта, ДВ – РОСС. Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама во время телефонного разговора встретятся в Праге 8 апреля для подписания нового Договора по СНВ. Президенты также договорились обсудить в Праге вопросы двустороннего сотрудничества и наиболее актуальные проблемы международной политики, сообщает ИТАР – ТАСС.

Новый ДСНВ придет на смену Договора о СНВ 1991 года, завершившего свое действие 4 декабря 2009 года. Оно также заменит Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 24 мая 2002 года (ДСНП).

По словам пресс-секретаря главы российского государства Тимаковой, Медведев отметил, что проект документа «отражает баланс интересов обеих стран».

В ходе телефонного разговора было высказано обоюдное удовлетворение итогами переговорного процесса. Удалось решить главную задачу — на паритетной основе с соблюдением принципа равной и неделимой безопасности стороны договорились о реальных сокращениях СНВ.

Президенты согласились, что новый договор знаменует переход взаимодействия России и США на более высокий уровень в развитии новых стратегических отношений. Он станет свидетельством сохраняющейся приверженности России и США — крупнейших ядерных держав мира — сокращению своих стратегических наступательных арсеналов в соответствии с духом и буквой ДНЯО. Продвигаясь по пути разоружения, обе страны видят свою конечную цель в построении мира, свободного от ядерного оружия.

Значительный вклад нового соглашения в укрепление режима ядерного нераспространения и разоружения должен, среди прочего, проявиться в повышении уровня доверия не только между его сторонами, но и в более широком смысле между ядерными и неядерными государствами — участниками ДНЯО.

Медведев и Обама поблагодарили друг друга за проделанную работу. Оба президента считают, что «главной задачей после подписания Договора будет ратификация документа».

Новый договор по СНВ позволит России и США примерно на треть сократить количество своих ядерных арсеналов.

Новый договор разработан в соответствии с указаниями президента Медведева, а также совместными российско-американскими заявлениями и документами по вопросам СНВ, принятыми на высшем уровне в ходе Лондонской встречи 1 апреля 2009 года и на Московском саммите 6 июля 2009 года. Он зафиксирует следующие предельные уровни для ядерных сил России и США:

— 1550 развернутых боезарядов для каждой из сторон, что приблизительно на треть ниже предельного уровня для боезарядов, предусмотренного в ДСНП;

— 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), развернутых баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и развернутых тяжелых бомбардировщиков, что более чем в два раза ниже соответствующего уровня по ДСНВ;

— 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ и развернутых и неразвернутых тяжелых бомбардировщиков.

При этом предусматривается, что каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений.

В новом договоре прописаны положения, касающиеся определений, обмена данными, уведомлений, переоборудования и ликвидации, инспекций и процедур проверки, а также мер укрепления доверия. Верификационный механизм станет более простым и менее затратным по сравнению с прежним ДСНВ, обеспечивая при этом с той же эффективностью необратимость, проверяемость и транспарентность процесса сокращений СНВ.

В юридически обязывающей форме будет зафиксировано положение о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений, а также о возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения СНВ. В соглашении будет отмечаться влияние МБР и БРПЛ в неядерном оснащении на стратегическую стабильность. Предусмотрено, что все СНВ будут базироваться исключительно на национальной территории каждой из сторон. Учреждается исполнительный орган — Двусторонняя консультативная комиссия, призванная содействовать осуществлению целей и положений нового договора.

Срок действия договора — 10 лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим соглашением о сокращении и ограничении СНВ. Срок выхода на установленные параметры — 7 лет.

«Незамедлительно после его подписания Договор будет внесен на ратификацию, — заявил глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Москве. — Предстоит еще после его подписания подготовить несколько приложений, которые уже не являются предметом внимания президентов». По словам Лаврова, «это будет сделано в течение буквально двух-трех недель».

«Мы исходим из того, что процесс ратификации нового российско-американского договора по СНВ будет синхронизирован, — отметил глава МИД РФ. — Сначала договор нужно ратифицировать и начать его выполнять».

Лавров убежден, что договор по СНВ будет внесен на ратификацию в Госдуму и сенат Конгресса США уже в апреле.

Россия и США договорились, что каждая сторона имеет право решать вопрос о дальнейшем участии в процессе сокращения стратегических наступательных вооружений в случае изменения уровней стратегических оборонительных систем, также заявил министр.

«Пакет документов исходит из того, что Договор заключается в условиях, когда у сторон есть соответствующие уровни стратегических оборонительных систем, — сказал он. — Изменение этих уровней оставляет каждой стороне право решать вопрос о своем дальнейшем участии в процессе сокращения стратегических наступательных вооружений».

По словам Лаврова, «это абсолютно честная позиция, она не запрещает никому принимать свои односторонние решения, но она однозначно опирается на то, что стратегические наступательные вооружения будут сокращаться в той степени, в которой каждая из сторон будет обеспечивать свою безопасность, учитывая при этом наличие стратегических оборонительных систем, способных нейтрализовать стратегические наступательные вооружения».

«Эта взаимосвязь юридически закреплена», — подчеркнул он.

На уточняющий вопрос о том, идет ли речь о ПРО, Лавров сказал: «Других стратегических оборонительных вооружений, кроме противоракетной обороны не существует».

Глава МИД РФ считает, что переговоры о там, как дальше двигаться по пути сокращения ядерного оружия будут продолжены.

«Но этот разговор может вестись только в контексте общей стратегической ситуации в мире, в контексте задач всеобщего разоружения, если хотите, поскольку помимо ядерного оружия разрабатываются новейшие системы неядерных вооружений, которые имеют не меньшие поражающие свойства с точки зрения поддержания стратегической стабильности, — сказал он на пресс-конференции в Москве. — А в отношении тактического ядерного оружия мы давно уже предлагаем заключить договоренность о том, чтобы тактическое ядерное оружие находилось только на территории тех стран, которым оно принадлежит. Это должен быть абсолютно незаменимый первый шаг в любом разговоре на эту тему».

Президент США Обама поблагодарил Медведева за «личное и последовательное лидерство в работе» по новому соглашению по СНВ.

По словам Обамы, новый договор является «наиболее всеобъемлющим соглашением по контролю над вооружениями почти за 20 лет».

Выступая после разговора с Медведевым на пресс-конференции в Белом доме, Обама заявил о приверженности политике «перезагрузки» в отношениях с Россией.

«С первого дня работы в Белом доме я был привержен политике «перезагрузки». Когда США и Россия могут эффективно сотрудничать, это отвечает интересам обеих наций и гарантирует всему миру безопасность и процветание. Мы вместе сотрудничаем в Афганистане, мы координируем наши экономические усилия в рамках работы «большой двадцатки». Совместными усилиями мы оказываем давление на Иран с целью заставить его выполнить свои международные обязательства. И сегодня мы достигли соглашения, которое являлось одним из приоритетных в работе моей администрации», — заявил президент США.

«Я рассчитываю на продолжение тесного сотрудничества с Конгрессом в предстоящие месяцы. В прошлом президенты от обеих партий традиционно признавали необходимость сокращения ядерных вооружений и обеспечения условий безопасности их хранения, — сказал Обама. — Начиная с сегодняшнего утра моя администрация будет консультироваться с сенаторами от обеих партий по мере подготовки к тому, что, как я надеюсь, превратиться в сильную всестороннюю поддержку ратификации нового договора».

Госсекретарь США Хиллари Клинтон, выступая в Белом доме, заявила, что сотрудничество с Россией «имеет ключевое значение» для США с точки зрения «достижения прогресса по наиболее приоритетным вопросам — от борьбы с терроризмом до ядерной безопасности и нераспространения».

Клинтон исходит из того, что новый ДСНВ представляет собой «существенный шаг вперед в сотрудничестве с Россией». По ее убеждению, он «служит примером «глубокого и содержательного взаимодействия по жизненно важному вопросу». Новый договор России и США по СНВ отвечает всеобщим интересам, заявила Клинтон. Достигнутые результаты «хороши для нас, хороши для России и хороши для безопасности в мире», подчеркнула она. По ее словам, новое соглашение наглядно подтверждает способность США развивать партнерство с Россией, подтверждает верность курса на «перезагрузку» американо-российских отношений.

При всем том госсекретарь не обошлась без упоминания о том, что у США «и впредь будут сохраняться разногласия с российскими друзьями».

На вопрос, как учитывались в ходе переговоров и в тексте договора российские интересы, госсекретарь ответила, что и Москва, и Вашингтон исходили из обоюдной полезности вырабатываемых договоренностей и укрепления доверия в двусторонних отношениях.

Клинтон напомнила, что прежние соглашения Москвы и Вашингтона по сокращению вооружений получали одобрение подавляющего большинства американских законодателей, и выразила уверенность, что и на сей раз договору будет обеспечена мощная двухпартийная поддержка.

Новый ДСНВ, по словам Клинтон, демонстрирует Ирану и КНДР, что нераспространение является главным приоритетом для Москвы и Вашингтона.

«Договор демонстрирует миру, особенно таким государствам, как Иран и КНДР, что укрепление международного режима нераспространения и предотвращение попадания ядерных материалов не в те руки является одним из наших главных приоритетов», — сказала Клинтон.

Она также отметила, что США и Россия на двоих владеют более чем 90 процентами ядерных арсеналов в мире. По ее словам, «нам не нужны такие запасы для того, чтобы защититься». Клинтон также обратила внимание на механизм верификации в рамках договора. Он позволит «сократить вероятность непонимания и ошибок», сказала госсекретарь.

Госсекретарь также заявила, что Вашингтон «ищет пути взаимовыгодного взаимодействия с Россией по ПРО». Но при этом она подчеркнула, что «узловыми проблемами» типа ДСНВ, санкций в отношении Ирана, режима европейской безопасности и той же ПРО американо-российские отношения не исчерпываются. В рамках двусторонней президентской комиссии по сотрудничеству идет большая и многогранная работа по развитию контактов между людьми, возможностей для укрепления деловых и инвестиционных связей, сказала Клинтон. Она заверила в «большой приверженности» администрации США продолжению этой работы.

Начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров заявил, что новый договор по СНВ полностью отвечает интересам безопасности России.

Он сообщил журналистам, что «завершена основная часть десятого раунда переговоров по ограничению стратегических наступательных вооружений, текст нового договора согласован сторонами в полном объеме».

По его словам, «в ходе переговоров были найдены взаимоприемлемые количественные показатели стратегических ядерных сил». «В договоре также четко прописан механизм контроля за всем жизненным циклом ядерных средств, зафиксирована взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями», — отметил генерал.

«Достигнутые договоренности снимают взаимные озабоченности и полностью отвечают интересам безопасности России», — сказал Макаров.

Министр обороны США Роберт Гейтс подчеркнул, что новый договор «укрепляет ядерную стабильность». Он указал, что документ, включает и «надежный режим верификации», т.е. проверки выполнения договоренности.

При этом министр обороны отмечал, что американский потенциал защиты себя и своих союзников остается совершенно надежным. Он также указывал, что договор «никак не сдерживает» планы США дальнейшее создание и развертывание американской системы ПРО.

«Данное соглашение не ограничивает наши планы по обеспечению защиты США и наших союзников с помощью улучшающейся и разворачиваемой системы ПРО», — сказал Гейтс.

По его словам, США «будут продолжать попытки вовлечь Россию как партнера» в совместные проекты по ПРО. Обновленная архитектура ПРО в Европе, о которой Обама объявил в сентябре прошлого года, «на самом деле позволяет легче подсоединить российские радары» к американским компонентам европейского противоракетного «щита», отметил Гейтс.

«Мы считаем, что все еще сохраняется возможность не только вовлечь русских в эти усилия, но и сделать их, как мы надеемся, участниками европейской системы ПРО», — подчеркнул глава Пентагона.

На том, чтобы в новом соглашении по СНВ не было никаких положений, которые бы ограничивали разработку и развертывание Соединенными Штатами системы ПРО, упорно настаивали законодатели-республиканцы. Они предупредили Обаму, что в ином случае документ столкнется с большими трудностями в процессе ратификации в сенате Конгресса. Республиканцы считают, что в условиях, когда, как утверждает разведка США, Иран и КНДР активно улучшают свой ракетный потенциал, у Вашингтона не должны быть связаны руки в том, что касается создания противоракетных систем и размещения их ближе к странам, откуда исходит соответствующая угроза.

Председатель КНШ ВС США адмирал Майкл Маллен — высший по должности профессиональный военачальник в стране — заявил, что он сам, все руководство КНШ и главы региональных командований США по всему миру «сплоченно выступают в поддержку этого нового договора». Они также убеждены в его выгодности и полезности для США в военном отношении.

Генсек ООН Пан Ги Мун приветствовал достижение Россией и США договоренностей по СНВ. Об этом говорится в распространенном заявлении административного главы международного сообщества.

«Я приветствую завершение переговоров между Российской Федерацией и США по заключению соглашения на смену Договору по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений», — указал он. Генсек ООН назвал достигнутые договоренности «важной вехой на пути международных усилий по продвижению ядерного разоружения и достижения мира, свободного от ядерного оружия».

Пан Ги Мун поздравил президента РФ Дмитрия Медведева и президента США Барака Обаму с завершением переговоров по данному вопросу.

Генсек ООН также выразил надежду, что достигнутое соглашение будет быстро ратифицировано, что позволит без промедлений начать претворение в жизнь его положений. «Я надеюсь, что Российская Федерация и Соединенные Штаты продолжат свои усилия и предпримут дальнейшие меры для сокращения и уничтожения всех ядерных вооружений», — говорится в заявлении.

Прежний Договор о СНВ был подписан СССР и США в 1991 году. Он вступил в силу 5 декабря 1994 года на 15-летний срок, став первым в истории российско-американским документом, предусматривающим не только ограничение роста вооружений, но и реальное сокращение уже накопленных арсеналов стратегического ядерного оружия.

В соответствии с прежним Договором по СНВ стороны сократили количество носителей стратегических вооружений, в том числе межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования, баллистических ракет на подводных лодках и стратегических бомбардировщиков, до уровня не более 1600 единиц. На них должно быть установлено не более 6 тыс ядерных боезарядов.

ДСНВ 1991 года сыграл значительную роль в деле обеспечения международного мира, стратегической стабильности и безопасности. Он послужил фундаментом для формирования качественно новой атмосферы доверия, открытости и предсказуемости в процессе сокращения стратегических наступательных вооружений. Такой подход и опыт выполнения договора 1991 года в полной мере учитывались при выработке нового соглашения. В то же время некоторые аспекты, относившиеся к другой исторической эпохе, потребовали адаптации к современным реалиям.

Историческая роль ДСНВ была бы неполной без значительных усилий, предпринятых Белоруссией, Казахстаном и Украиной по его реализации и исполнению в полном объеме обязательств, взятых на себя в соответствии с Лиссабонским протоколом 1992 года. Ответственный выбор этих стран в пользу согласованного вывода ядерного оружия с их территории и присоединения к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве государств, не обладающих ядерным оружием, укрепил их безопасность и благотворно сказался на стратегической стабильности в целом.

В соответствии с действующим Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов, который был заключен в Москве в мае 2002 года, каждая из сторон обязалась ограничить количество развернутых боезарядов до 1700-2200 единиц к 31 декабрю 2012 года.

На переговорах Медведева и Обамы в Москве 6 июля 2009 года был принят документ «Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях СНВ», которым лидеры поручили разработать новое юридически обязывающее соглашение на смену Договору о СНВ. Президенты условились, что через 7 лет после вступления в силу нового договора уровни для стратегических носителей у России и США должны будут находиться «в пределах 500-1100 единиц, для связанных с ними боезарядов — в пределах 1500-1675 единиц».

Работа над текстом нового договора велась с июля 2009 года: менее чем за 8 месяцев проведены 10 раундов российско-американских переговоров в Женеве. Российскую делегацию возглавлял директор департамента безопасности и разоружения МИД Анатолий Антонов, американскую — помощник госсекретаря по вопросам проверки и соблюдения соглашений по контролю над вооружениями Роуз Готтемюллер.

5 декабря 2009 года срок действия Договора о СНВ истек, однако президенты РФ и США издали специальное заявление о приверженности сотрудничеству в духе этого документа после окончания его действия и условились подготовить новое соглашение.

Одним из наиболее сложных вопросов стала увязка наступательных вооружений с оборонительными, в частности, системой противоракетной обороны, которую создают Соединенные Штаты. На минувшей неделе замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков в интервью ИТАР-ТАСС подтвердил, что по этой проблеме «благодаря настойчивым усилиям нам удалось найти очень сбалансированное решение».

По оценкам американских независимых экспертов, Пентагон располагает примерно 9,4 тыс боеголовок, из которых 2,7 тыс оперативно развернуты и 2,5 тыс — в резерве. Последние хранятся на складах и могут быть в случае необходимости достаточно быстро установлены на баллистических ракетах или бомбах. Остальные 4,2 тыс также размещены в хранилищах и ожидают демонтажа.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика