Еженедельно в декабре из Владивостокского морского рыбного порта в центральные субъекты страны уходят по два «рыбных» поезда
В каждом составе около 50 вагонов и двух тысяч тонн продукции. Сейчас в северных морях Тихого океана в разгаре сельдевая путина, и именно эта «народная» рыба — основной груз в составах. Она должна заменить норвежскую, исчезнувшую с российских прилавков после введения ответных мер на санкции Евросоюза, передает ДВ — РОСС.
По словам заместителя генерального директора порта Алексея Златкина, грузопоток рыбы в порту начал расти уже в октябре-ноябре.
— В месяц он увеличивается примерно на 20-25 процентов, в количественном выражении — на 2-2,5 тысячи тонн, — приводит он данные. — Главная продукция на сегодняшний день — сельдь, белорыбица, немного кальмара и треска. В основном сельдь у нас приходит на судах и отгружается в железнодорожный подвижной состав, автомобильный транспорт. С начала сельдевой путины мы отправили уже семь тысяч тонн этой рыбы и ожидаем большой поток — в декабре запланировано отгрузить более десяти тысяч тонн.
Только на прошлой неделе к причалам порта пришвартовались семь судов с мороженой рыбопродукцией. Поставлен даже своеобразный рекорд: докеры одновременно обрабатывали сразу пять плавсредств, работая по схемам «борт — вагон», «борт — склад».
Сегодня в дальневосточном бассейне рыбаки уже выловили 242,4 тысячи тонн сельди — это 57 процентов ОДУ.
Вице-президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья Александр Васьков уверен, что рыбное импортозамещение — вопрос не «объемов» или «возможностей», а экономической целесообразности.
— Сколько Россия ловит рыбы? В прошлом году — более четырех миллионов тонн. А сколько съедает? Если посчитать с учетом среднедушевого потребления по регионам, получится около 3,5 миллиона. Таким образом, резерв есть, и наша страна вполне может прожить и без импортной рыбы, — считает он. — Другое дело, что солидная часть рыбопродукции сейчас отправляется на экспорт. В свое время производители из западной части страны отказались от тихоокеанской сельди в пользу привезенной из Европы. Поэтому дальневосточным рыбакам ничего не оставалось, как искать рынки сбыта в других местах. И ведь до смешного доходило — на рынке во Владивостоке в прошлом году мы покупали исландскую сельдь, привезенную из Санкт-Петербурга.
В свое время на западе страны производители отказались от тихоокеанской сельди в пользу привезенной из Европы
Александр Васьков отмечает, что многие рыболовецкие компании начали искать покупателей своей продукции за рубежом, что называется, не от хорошей жизни.
— Пришел пароход, привез пять-семь тысяч тонн рыбы. Рыбаку надо все быстро продать, а купить такой объем могут себе позволить всего несколько компаний, которые в принципе контролируют весь рынок. Но не факт, что купят. Хотя потенциальных покупателей в стране очень много. Но они не могут приобрести пароход или рефсекцию, им достаточно одного контейнера в месяц, — рассказывает о до сих пор не решенных проблемах эксперт.
По его мнению, необходимо налаживать систему сбыта. В качестве примера можно взять существовавший в советское время «Дальрыбсбыт». Вполне возможно, покупателям и продавцам со временем поможет найти друг друга недавно начавшая работу во Владивостоке рыбная биржа.
Большие надежды возлагают на рыбный кластер, строительство которого планируется в Приморье. Когда он наконец-то заработает, у рыбаков будет гарантированный рынок сбыта.
Пока же его отсутствие порождает цепочку посредников, каждый из которых накручивает свой процент. Именно это, а не высокая себестоимость, превращает рыбку на прилавках в «золотую».
Как утверждают рыбаки, цены на продукцию они не поднимали. По словам представителя одной из промысловых компаний, сельдь «от рыбака» в зависимости от размера оценивается в 25-35 рублей за килограмм. Перевалка также не стоит запредельных денег. Как говорит Алексей Златкин, обработка одного килограмма рыбы в порту обходится в 90 копеек, и цены не индексировались уже несколько лет.
Следующая, довольно емкая, составляющая себестоимости — железнодорожный тариф. Сейчас правительство рассматривает возможность субсидирования перевозок. Субсидии могут составить около 0,5 миллиарда рублей на перевозку 100 тысяч тонн сельди.
Комментарий
Дмитрий Легкий, советник гендиректора Владивостокского рыбного порта:
— В период лососевой путины в холодильниках порта хранились 30 процентов красной рыбы, остальное — белорыбица, и она не уходила в центральные регионы страны только потому, что тариф на перевозки был высокий. Если будет принято решение о субсидировании доставки не только сельди, но и других видов рыбы того же ценового диапазона, этого хватит, чтобы закрыть потребности страны.
«Российская газета», Анна Бондаренко
Добавить комментарий