Простаивающий без работы российско-корейский завод по производству электрооборудования в приморском Артёме перезапустят
Предприятие «Хендэ Электросистемы», построенное еще к саммиту АТЭС как пример «удачных инвестиций в российский Дальний Восток», поручено-таки запустить «Российским сетям». Простаивающий уже два года завод по производству КРУЭ в Артеме может начать работу, сменив заказчика с ОАО «ФСК ЕЭС» на ОАО «Российские сети». Экономическую эффективность закупок оборудования в Приморье повысит решение вопроса о пересмотре пошлин на компоненты. Об этом передает ДВ-РОСС.
На прошлой неделе «Россети» сообщили, что вместе с южнокорейской Hyundai Heavy Industries рассмотрят возможность заключения долгосрочного договора по организации поставок комплектных распределительных устройств с элегазовой изоляцией (КРУЭ). С оговоркой, что стоимость оборудования будет зависеть от рыночной конъюнктуры.
В сообщении «Россетей» отмечается, что до конца 2018 года компаниям группы потребуется 525 КРУЭ класса напряжения 110-330 кВ. В качестве поставщика может быть утверждена российская «дочка» южнокорейского концерна ООО «Хендэ Электросистемы», которая 1 января 2013 года открыла в Артеме завод по производству КРУЭ класса напряжения 110-500 кВ. КРУЭ южнокорейского производства уже использовались на объектах «Россетей», в том числе на олимпийских объектах в Сочи. В числе новых проектов, на которые могут быть поставлены корейские КРУЭ, называлась сетевая инфраструктура Новой Москвы.
100% ООО «Хендэ Электросистемы» принадлежит открытому акционерному обществу «ХЕНДЭ Тяжелая промышленность» (г. Ульсан, Республика Корея). Уставный капитал ООО составляет 150 млн рублей. ОАО «Россети» — крупнейшая электросетевая компания России, объединяющая в своей структуре магистральный электросетевой комплекс межрегиональные и региональные распределительные электросетевые компании. Контролирующим акционером является государство, владеющее долей в размере 85,3%.
Строительство завода в Артеме началось в августе 2011 года, тогда же был подписан долгосрочный договор на поставку электротехнической продукции с локализацией производства в РФ между «ФСК ЕЭС» и Hyundai Heavy Industries. Озвучивалось, что производственная мощность предприятия в 2013-2014 годах составит 250 ячеек КРУЭ в год, в 2015-2016 годах — 300 ячеек. На полную мощность планировалось выйти в 2017 году — 350 ячеек в год.
На вопрос первого вице-премьера Игоря Шувалова, почему был выбран именно южнокорейский производитель, тогдашний глава «ФСК ЕЭС» Олег Бударгин (ныне возглавляет ОАО «Россетти») ответил, что никто из иностранных производителей не соглашался строить завод в России, Hyundai Heavy Industries оказалась первой. «У них более прогрессивная технологическая политика, они оказались более открыты к сотрудничеству», — добавил Олег Бударгин.
Присутствовавший на церемонии запуска президент Hyundai Heavy Industries Ли Чжэ Сон отметил, что передовые технологии Hyundai, активная поддержка правительства РФ и «Федеральной сетевой компании», а также трудовые ресурсы Приморского края в союзе создадут из завода «Хендэ Электросистемы» успешный результат осуществления иностранных инвестиций, благодаря которому будет развиваться производство отечественной продукции и которое станет катализатором развития Дальневосточного региона в целом.
Однако завод в Артеме до сих пор не начал работу, так как не получил заказа от «ФСК ЕЭС», в частности, из-за невыгодного для локализации таможенного режима: изделие не облагается пошлинами, в отличие от комплектующих.
КРУЭ — это основная часть электрического оборудования zyabkin.com.ua, которая используется на подстанциях. Оно состоит из элегазового выключателя, разъединителя, заземляющих ножей, трансформатора напряжения и ОПН в заземленном металлическом корпусе. КРУЭ наполнено внутри элегазом (SF6), который имеет хорошие изоляционные и дугогасящие свойства. Применение КРУЭ позволяет в 3-5 раз уменьшить площадь подстанций, в два раза снизить эксплуатационные расходы, защитить подстанционное оборудование от внешней среды и обеспечить выполнение самых современных экологических требований. Создание Hyundai Electrosystems было разработано как часть долгосрочной стратегии Hyundai Heavy, чтобы закрепиться на российском рынке КРУЭ, который, как ожидается, будет расти и далее, согласно политике модернизации систем электроснабжения правительства России.
В конце 2013 года ООО «Хендэ Электросистемы» обратилось к депутатам Приморья с просьбой предоставить заводу налоговые льготы в связи с тем, что он не начал работу, так как не имеет заказов (по итогам 2013 года ООО получило 132,763 млн рублей чистого убытка).
А ФСК и корейские инвесторы тем временем пытались найти выход из сложившейся ситуации. В апреле этого года на совещании руководства ФСК и Hyundai Heavy Industries Co., Ltd в Москве было отмечено, что завод в Артеме сможет обеспечить ФСК оборудованием в рамках реализации обновленной инвестиционной программы, а также для строительства энергетической инфраструктуры для таких проектов, как БАМ и Транссиб.
«Экономическую эффективность закупок оборудования на заводе в г. Артеме повысит решение вопроса о пересмотре пошлин на компоненты КРУЭ. Сейчас ставка таможенной пошлины на готовое КРУЭ составляет 0%, на комплектующие КРУЭ — от 5% до 20%. Такой порядок осложняет развитие импортозамещения и рост объемов производства отечественного оборудования», — отмечала ФСК.
На текущий момент доля импортного КРУЭ достигает более 90%. В то же время «Энергостратегия России» до 2030 года предполагает постепенное снижение закупаемой техники зарубежного производства вплоть до 5%. Соответствующие ориентиры заложены в инвестпрограмму ФСК на 2015-2019 гг.
«ФСК стремится постоянно наращивать долю закупаемого отечественного оборудования. Тем более что это соответствует одной из ключевых задач, поставленных перед нами правительством РФ. Строительство в Приморском крае завода по выпуску КРУЭ, безусловно, способствует решению данной задачи. Как и многие современные производства внутри России, предприятие также нуждается в определенных стимулирующих мерах, выработку которых мы готовы поддержать», — отмечал председатель правления «ФСК ЕЭС» Андрей Муров.
Олег Клименко, «Золотой Рог»
Добавить комментарий