Россию не страшит падение цен на нефть
Россию не страшит падение цен на нефть
Советский Союз действительно не смог справиться с падением нефтяных доходов. Правда и то, что повинна в этом Саудовская Аравия, способствовавшая крушению империи внушительным увеличением нефтедобычи – с 2 до 10 миллионов баррелей в день в 1985 году. Безусловно, нынешние санкции могут затруднить доступ российским фирмам к западным технологиям, сказавшись в конечном итоге на объёмах российской нефтедобычи. Но для этого они должны затянуться на годы, что сомнительно, учитывая убытки, которые сейчас несёт ЕС. Сокращение мировой нефтедобычи и укрепление роста глобальной экономики могут восстановить рыночное равновесие.
Показателем улучшения перспектив России служит рост её населения, впервые с 1992 года. В действительности, невзирая на санкции, финансы страны также выглядят довольно стабильно. Внешняя задолженность России составляет всего 678 миллиардов долларов, что представляет значительный спад по сравнению с величиной 732 миллиарда, достигнутой в конце 2013 года. Напомним, внешняя задолженность США перевалила за 6 триллионов, и она неуклонно растёт. Профицит российского бюджета рекордно высок, платёжный баланс положительный. В торговых соглашениях Россия отказывается от использования доллара. Даже потратив 60 миллиардов долларов на поддержку компаний, нуждающихся в долларовой ликвидности, Россия располагает примерно 375 миллиардами долларов валютных резервов.
Хотя рост ВВП страны замедлился по сравнению с впечатляющими 4,25 процентами, достигнутыми в 2012 году, он прогнозируется на уровне 1 процента, то есть не ниже показателя 2013 года. Раздражённый угрозами отключения от SWIFT, Путин приказал российскому Центробанку приступить к разработке национальной платёжной системы в качестве альтернативы. Не стоит забывать и о проекте «Двойной орёл», позволяющем торговым партнёрам рассчитываться за нефть в золоте, что даёт возможность отойти от доллара (евро) и вести дела с опорой на физический актив, более крепкий, чем бумажные деньги. Надо отметить, что коллеги России по БРИКС поддерживают подобный шаг.
Так что, может быть, «безумные действия» Путина на самом деле вполне логичны. Ведь Россия не просто существенно увеличила золотодобычу, но и удвоила свои резервы с 2008 по 2014 годы.
В бюджет страны действительно была заложена цена на нефть на уровне 96 долларов за баррель. Падение ниже 70 долларов, конечно, болезненно, но Россия в состоянии это пережить. Будут сокращены некоторые расходы. Кроме того, снижение цен на нефть компенсируется падением курса рубля к доллару. Российские нефтяные компании получают оплату в долларах за свой экспорт, но внутри страны тратят рубли. Это означает, что их финансы не страдают и государство не столкнётся с резким падением налоговых поступлений. Нефтедобыча в сентябре выросла до 10,6 миллионов баррелей в день; ежедневный российский экспорт насчитывает 8 миллионов баррелей и составляет 15 процентов всей нефти, торгующейся на мировом рынке.
Как ни странно, санкции Обамы могут нанести США больший вред, чем России. Если Россия увеличит нефтедобычу, чтобы скомпенсировать падение доходов, цены на нефть снизятся ещё сильнее. И первой жертвой этого падёт сланцевая добыча. Фрекинг обходится США дороже, чем традиционная добыча России или Саудовской Аравии, и после падения цен ниже 70 долларов за баррель он начинает становиться нерентабельным. Если цены опустятся до 60 долларов, многие подобные скважины придётся закрыть, и импорт нефти в страну снова возрастёт. Таким образом, падение цен на нефть угрожает энергетической независимости США, а Россию скорее подстёгивает, чем ослабляет.
В то же время Россия настойчиво двигается вперёд в области геологоразведки и развития инфраструктуры. Путин только что подписал соглашение на поставку нефти в Китай сроком на 25 лет, подразумевающее постройку нового трубопровода длиной в три тысячи миль. В Арктику направляются флот российских атомных ледоколов, чтобы «застолбить» ещё больше месторождений, и войска для их защиты.
Итак, что бы там ни думал Эванс-Притчард, Путин проигрывать эту войну не намерен – в действительности только он один и понимает, что является конечным призом. В сегодняшнем мире важнейшей силой является геополитика энергетики, и борьба между США и Россией приобретает особое значение. Путин не жалеет сил, чтобы выйти победителем, и грамотные инвесторы не ставят против него.
Об авторе. Марин Катуса – автор бестселлера New York Times «Ещё более холодная война», главный инвестиционный стратег по вопросам энергетики Casey Research.
Добавить комментарий