Большинство арендаторов причалов рыбных портов на Дальнем Востоке не имеет никакого отношения к рыбной отрасли — «Нацрыбресурс»
Арендаторы причалов рыбных портов Дальнего Востока, по мнению заместителя директора ФГУП «Нацрыбресурс» Сергея Сухова, «связали руки» новому руководству госпредприятия в деле организации должной инфраструктуры для рыбаков и, соответственно, обеспечения стабильных поставок рыбопродукции на внутренний рынок РФ. Как подчеркнул собеседник информационного агентства PrimaMedia, при этом большинство коммерсантов, эксплуатирующих сейчас на правах аренды государственную специализированную портовую инфраструктуру, не имеют никакого отношения к рыбной отрасли. Об этом передает ДВ-РОСС.
В последнее время ФГУП «Нацрыбресурс» с необычайной для предприятия частотой фигурировало в заголовках материалов ряда дальневосточных СМИ, причем, как правило, в негативном контексте. Определенные разногласия между госпредприятием и коммерческими структурами в Приморье вылились в судебные разбирательства.
В ответ на запрос редакции РИА PrimaMedia ситуацию и причины ее возникновения согласился прокомментировать замдиректора «Нацрыбресурс» Сергей Сухов, текст комментария приводится целиком.
— Дело в том, что перед «Нацрыбресурсом» была поставлена совершенно конкретная задача — организация должной инфраструктуры для рыбаков в наших портах, где они смогут получать полный комплекс необходимых им портовых услуг на выгодных условиях — для обеспечения стабильных поставок рыбопродуктов вглубь страны.
Казалось бы, предприятие имеет для этого необходимую базу – на правах хозяйственного ведения ему принадлежат гидротехнические сооружения рыбных портов, и которые, кроме того, являются стратегическими государственными объектами.
Однако на практике руки нового руководства предприятия оказались связанными стараниями арендаторов причалов. Мизерная арендная ставка, разрушающиеся причальные сооружения, постоянные конфликты при пролонгации договоров аренды и т.д. История долгая и многогранная.
В 1990-х годах, после приватизации рыбных портов, причалы были сданы в аренду на различные сроки частным организациям, приватизировавшим порты. Условия арендных договоров, надо сказать, очень льготные, определяли относительно низкую арендную плату, не позволяющую вкладывать достаточно денег на содержание и ремонт причалов.
При этом большинство арендаторов не имеет никакого отношения к рыбной отрасли, они позиционируют себя как «универсальные перегрузочные комплексы».
И язык не поворачивается назвать их всех рачительными хозяевами. Многие просто доводят причалы «до ручки». На сегодняшний день из эксплуатации по причинам технической непригодности выведено порядка 14% ГТС. В общем задачу надо решать быстро. Поэтому только за этот год в ремонт причалов «Нацрыбресурсом» вложено порядка 14 млн рублей (для сравнения, в прошлом году – четыре млн рублей).
Вместе с тем, недопонимание многими арендаторами насущных задач отрасли привело к конфликту интересов частного бизнеса и государства. Некоторые из них занимают требовательную позицию в вопросе аренды принадлежащих государству гидротехнических сооружений. При этом, что странно, они стараются навязать нам свои условия аренды. Например, содержание и ремонт этих гидротехнических сооружений они считают исключительной обязанностью государства.
Мы же, как государственное предприятие, должны блюсти интересы не отдельно взятого акционерного общества, а всей отрасли в целом.
Сегодня ФГУП «Нацрыбресурс» активно работает над созданием эффективной организационно-логистической системы мероприятий, направленных на построение в отрасли работоспособной площадки для приема, переработки и транспортировки рыбопродукции. Уточняются условия ряда арендных договоров, расширяется перечень портовых услуг, которые будут оказываться на наших причалах, пересматриваются некоторые аспекты тарифной политики. Кроме того, нами рассматривается ряд серьезных инвестиционных проектов, направленных на расширение его деятельности в целях решения задач по замещению импортной рыбопродукции на российском рынке, — сообщил редакции агентства заместитель директора ФГУП «Нацрыбресурс» Сергей Сухов.
Кто будет получать арендные платежи за использование причалов?
Ранее сообщалось, что на закрытом совещании в администрации президента по ситуации в рыбных портах Дальнего Востока главе Росрыболовства Илье Шестакову высказали претензии по заключению агентского договора, согласно которому фирма-«промокашка» ЗАО «Глобойл Терминал» могла бы получить 300 миллионов рублей «бонуса» из выручки портовых предприятий, использующих государственные причальные стенки.
В августе 2014 года ФГУП «Нацрыбресурс» без лишней огласки провело конкурс по выбору агента по управлению государственным имуществом. По итогам конкурса ФГУП «Нацрыбресурс» заключило агентский договор с неким ЗАО «Глобойл Терминал» из города Большой Камень, по которому все причальные сооружения в рыбных портах Приморья, Камчатки, Сахалинской и Магаданской областей передаются в ведение указанного посредника. Почти два месяца руководство ЗАО предлагало портам самим придумать схему, согласно которой в бизнес портовиков вошли бы третьи лиц. Но теперь этим инициативным предпринимателям указали на «выход».
Как сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на письмо начальника контрольного управления президента РФ Константина Чуйченко, Росрыболовству поручено в месячный срок расторгнуть с «Глобойл терминал» договор. Также предписывается «определить порядок предоставления находящегося в его ведении имущества в долгосрочную аренду отечественным предприятиям рыбохозяйственного комплекса, предусмотрев использование механизмов государственно-частного партнерства»
Пресс-секретарь Росрыболовства Ксения Тимакова подтвердила информацию о том, что подведомственный федеральной службе ФГУП «Нацрыбресурс» будет расходиться со своим несостоявшимся бизнес-партнером.
«ФГУП «Ныцрыбресурс» расторгает агентский договор с ЗАО «Глобойл Терминал»», — сказано в ответе Росрыболовства.
Ранее представители ЗАО «Глобойл Терминал» и ФГУП «Нацрыбресурс» на встрече с представителями администрации Приморского края и Владивостокского морского рыбного порта (ВМРП) заявляли о неких «поручениях правительства» увеличить переработку рыбных грузов.
«Представители «Нацрыбресурс» и ЗАО «Глобойл Терминал» ссылались на то, что инициатива захода в бизнес рыбных портов инициирована некими лицами в правительстве России. Однако никаких конкретных поручений правительства России, никаких протоколов совещаний не предоставили», — рассказал «Золотому Рогу» источник в администрации Приморского края.
Разойдутся ли миром представители ЗАО «Глобойл Терминал» и ФГУП «Нацрыбресурс», пока неизвестно. По словам представителя «Нацрыбресурса» Михаила Орловского, агент вложился в проект уже десятками миллионов рублей, правда, точку приложения этих инвестиций предпочел не озвучивать.
Однако основной момент, который интересует общественность, как быстро и на каких условиях ФГУП заключит договорные отношения с ВМРП и другими портами Дальнего Востока. Пока представители Росрыболовства продолжают неуместную риторику в адрес портовых структур.
«Одновременно ФГУП «Нацрыбресурс» продолжит выполнение задачи по организации эффективного использования причалов рыбных портов в интересах отечественной рыбной отрасли. Задача ФГУП «Нацрыбресурс» заключается не только в поддержании работоспособного состояния причальных стенок, но и увеличении объемов перевалки рыбы в российских портах. К сожалению, сегодня зачастую собственники портов не развивают свои предприятия и пренебрегают перегрузкой рыбной продукции в угоду другим, более доходным грузам. Так, в общем объеме грузооборота рыбных портов Владивостока и Находки доля рыбопродукции составляла в 2013 году лишь 4,5%. Кроме того, практика договорных отношений показывает, что арендаторами не осуществляются необходимые инвестиции в поддержание работоспособности ГТС и их реконструкцию», — сказано в сообщении Росрыболоства.
Странно, что чиновники рыбного ведомства, подготавливая подобные сообщения, не принимают во внимание, что согласно договору аренды (например, с тем же ВМРП), обязанность поддерживать причалы в надлежащем техническом состоянии (капитальные ремонты) была возложена на ФГУП. Счетная плата РФ выявила именно факт «нецелевого» использования арендных денег, однако чиновники и руководители рыбного ФГУП этот факт предпочитают не афишировать.
Но давать объяснения, куда деваются деньги, руководителям ФГУП и чиновникам Росрыболовства придется. Администрация президента установила, что «средства, вырученные ФГУПом за последние пять лет от сдачи в аренду государственного имущества в Приморском крае, не направлялись на развитие гидротехнических сооружений (ГТС)».
О размере доходов ФГУП свидетельствуют следующие показатели. Общая выручка «Нацрыбресурса» за 2013 год составила 400 млн руб. Из них 200 были получены в виде арендных платежей. Фактически с 2008 года ФГУП получил за аренду ГТС от портов страны несколько миллиардов рублей. «Однако более 75% причальных стенок находятся в критической степени износа и требуют скорейшей реконструкции. «Отсутствие у российских организаций рыбохозяйственного комплекса долгосрочных договоров аренды препятствует развитию портовой инфрастурктуры», — делают вывод контролеры из администрации президента.
Выходит, именно «Нацрыбресурс» пока является тормозом для портового бизнеса, точнее его стремление не заключать с портовиками договора аренды на причальные стенки, которые фактически находятся в неразрывной связи с территорией портов, а значит ФГУП не может осуществлять их эксплуатацию самостоятельно.
Также непонятно, в чём собственно состоят претензии ФАР к портам, ведь последние переваливают абсолютно всю доступную рыбопродукцию, направляющуюся на российский берег, и она как раз является для них наиболее доходным специализированным грузом. Тем более что за всё время существования «проблемы» ни ФГУП «Нацрыбресурс», ни агент-посредник не предложили ни одной идеи, как, собственно, привлечь «на российский берег» хоть одну дополнительную тонну при их участии.
Тем временем ВМРП подготавливает апелляционную жалобу на решение арбитражного суда Приморского края, отказавшего предприятию в удовлетворении иска. В нём порт просил суд обязать «Нацрыбресурс» продлить договор на аренду причальных стенок. Причем тогда ответчик в лице ФГУП привлек в качестве третьего лица представителей ЗАО «Глобойл Терминал».
Пока ВМРП доказывает свою правоту в суде, ему приходится, несмотря на отсутствие договора аренды, исправно платить ФГУП деньги за использование гидротехнических сооружений. И что самое главное, порт продолжает увеличивать перевалку рыбной продукции, только за два последних месяца докеры ВМРП перевалили более 38 тысяч тонн рыбной продукции, что на 25% выше аналогичных показателей 2013 года, пишет «Золотой Рог».
Добавить комментарий