Top.Mail.Ru

Росрыболовству рекомендовали заключить долгосрочные договора аренды причалов между ФГУП «Нацрыбресурс» и морскими портами Дальнего Востока

Экспертный совет при комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендовал Росрыболовству заключить долгосрочные договора аренды гидротехнических сооружений между ФГУП «Нацрыбресурс» и морскими портами с использованием повышающих и понижающих коэффициентов, учитывающих долю рыбной продукции в общем объеме грузооборота рыбных терминалов. Соответствующее предложение отражено в рекомендациях РСПП, нацеленных на импортозамещение и недопущение роста цен на рыбопродукцию. Об этом передает ДВ-РОСС.

Ранее ФГУП «Нацрыбресурс», подконтрольное Росрыболовству, приняло решение перейти на новый способ эксплуатации гидротехнических сооружений (ГТС), а именно без арендных правоотношений, передав закрепленные на праве хозяйственного ведения морские причалы в Приморском крае, Камчатском крае, Сахалинской и Магаданской областях в ведение убыточной компании с сомнительной репутацией (ЗАО «Глобойл Терминал»).

— Мы рассчитываем, что деятельность привлеченного агента обеспечит расширение клиентской базы и увеличение грузооборота, проходящего через гидротехнические сооружения нашего предприятия, – высказывал оптимистичный прогноз руководитель Владивостокского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» Виктор Никитенко.

Кстати, за оказание услуг новоиспеченному «стивидору», не имеющему ни припортовой инфраструктуры, ни докеров, сулило вознаграждение в размере порядка 300 млн рублей ежегодно на протяжении трех лет. Однако коррупциогенность новой «схемы» по управлению причальными стенками, призванной якобы повысить эффективность их эксплуатации, попала в прицел компетентных органов. В результате Росрыболовству поручено расторгнуть договор с ЗАО «Глобойл терминал».

– Перед нами была поставлена совершенно конкретная задача – организация должной инфраструктуры для рыбаков в наших портах, где они смогут получать полный комплекс необходимых им портовых услуг на выгодных условиях – для обеспечения стабильных поставок вглубь страны, – прокомментировал произошедшее приморскому изданию заместитель генерального директора ФГУП «Нацрыбресурс» Сергей Сухов, не уточнив при этом кем именно поставлена задача.

Информационное агентство «Дейта» по итогам редакционных расследований инициировало серию запросов в контролирующие органы с тем, чтобы провести проверку деятельности ФГУП «Нацрыбресурс» с целью определения его доминирующего положения как субъекта естественных монополий, осуществляющего деятельность в морских портах.

Как сообщили в Приморской транспортной прокуратуре, 11 декабря 2014 года Первомайский районный суд г. Владивостока удовлетворил требования транспортного прокурора об обязании ФГУП «Нацрыбресурс» провести капитальный ремонт или реконструкцию причала №2.

По итогам проверки Приморская транспортная прокуратора выявила нарушения требований Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, а также «Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий». Проверкой установлено, что причал №2 имеет значительный физический износ (50%) и многочисленные дефекты, капитальный ремонт пирса проводился в 1973 году.

Также по информации Дальневосточной транспортной прокуратуры, в результате прокурорской проверки установлено, что ФГУП «Нацрыбресурс» в морском порту Петропавловск–Камчатский эксплуатирует гидротехнические сооружения с нарушением требований федерального законодательства, а именно, вопреки Техническому регламенту о безопасности объектов морского транспорта капитальный ремонт 10 причалов, износ которых составляет более 30%, не проведен.

«С целью устранения выявленных нарушений транспортный прокурор направил в суд заявления с требованием обязать предприятие провести капитальный ремонт гидротехнических сооружений. В настоящее время по двум заявления требования прокурора удовлетворены в полном объеме», – сообщила представитель Дальневосточной транспортной прокуратуры Елена Барсукова.

Как считает эксперты Совфеда, со стороны ФГУП «Нацрыбресурс» логичней было бы продолжить договорные отношения с нынешними арендаторами причалов на долгосрочной основе, выставив взамен встречные условия: строительство дополнительных складских рефрежираторных мощностей, ремонт причалов и увеличение доли переработки рыбопродуктов, учитывая планы руководства страны на интенсивное импортозамещение в связи с введением продовольственных санкций, сообщает «Дейта».

Позиция «Нацрыбресурса»

Арендаторы причалов рыбных портов Дальнего Востока, по мнению заместителя директора ФГУП «Нацрыбресурс» Сергея Сухова, «связали руки» новому руководству госпредприятия в деле организации должной инфраструктуры для рыбаков и, соответственно, обеспечения стабильных поставок рыбопродукции на внутренний рынок РФ. Как подчеркнул собеседник информационного агентства PrimaMedia, при этом большинство коммерсантов, эксплуатирующих сейчас на правах аренды государственную специализированную портовую инфраструктуру, не имеют никакого отношения к рыбной отрасли.

В последнее время ФГУП «Нацрыбресурс» с необычайной для предприятия частотой фигурировало в заголовках материалов ряда дальневосточных СМИ, причем, как правило, в негативном контексте. Определенные разногласия между госпредприятием и коммерческими структурами в Приморье вылились в судебные разбирательства.

В ответ на запрос редакции РИА PrimaMedia ситуацию и причины ее возникновения согласился прокомментировать замдиректора «Нацрыбресурс» Сергей Сухов, текст комментария приводится целиком.

— Дело в том, что перед «Нацрыбресурсом» была поставлена совершенно конкретная задача — организация должной инфраструктуры для рыбаков в наших портах, где они смогут получать полный комплекс необходимых им портовых услуг на выгодных условиях — для обеспечения стабильных поставок рыбопродуктов вглубь страны.

Казалось бы, предприятие имеет для этого необходимую базу – на правах хозяйственного ведения ему принадлежат гидротехнические сооружения рыбных портов, и которые, кроме того, являются стратегическими государственными объектами.

Однако на практике руки нового руководства предприятия оказались связанными стараниями арендаторов причалов. Мизерная арендная ставка, разрушающиеся причальные сооружения, постоянные конфликты при пролонгации договоров аренды и т.д. История долгая и многогранная.

В 1990-х годах, после приватизации рыбных портов, причалы были сданы в аренду на различные сроки частным организациям, приватизировавшим порты. Условия арендных договоров, надо сказать, очень льготные, определяли относительно низкую арендную плату, не позволяющую вкладывать достаточно денег на содержание и ремонт причалов.

При этом большинство арендаторов не имеет никакого отношения к рыбной отрасли, они позиционируют себя как «универсальные перегрузочные комплексы».

И язык не поворачивается назвать их всех рачительными хозяевами. Многие просто доводят причалы «до ручки». На сегодняшний день из эксплуатации по причинам технической непригодности выведено порядка 14% ГТС. В общем задачу надо решать быстро. Поэтому только за этот год в ремонт причалов «Нацрыбресурсом» вложено порядка 14 млн рублей (для сравнения, в прошлом году – четыре млн рублей).

Вместе с тем, недопонимание многими арендаторами насущных задач отрасли привело к конфликту интересов частного бизнеса и государства. Некоторые из них занимают требовательную позицию в вопросе аренды принадлежащих государству гидротехнических сооружений. При этом, что странно, они стараются навязать нам свои условия аренды. Например, содержание и ремонт этих гидротехнических сооружений они считают исключительной обязанностью государства.

Мы же, как государственное предприятие, должны блюсти интересы не отдельно взятого акционерного общества, а всей отрасли в целом.

Сегодня ФГУП «Нацрыбресурс» активно работает над созданием эффективной организационно-логистической системы мероприятий, направленных на построение в отрасли работоспособной площадки для приема, переработки и транспортировки рыбопродукции. Уточняются условия ряда арендных договоров, расширяется перечень портовых услуг, которые будут оказываться на наших причалах, пересматриваются некоторые аспекты тарифной политики. Кроме того, нами рассматривается ряд серьезных инвестиционных проектов, направленных на расширение его деятельности в целях решения задач по замещению импортной рыбопродукции на российском рынке, — сообщил редакции агентства заместитель директора ФГУП «Нацрыбресурс» Сергей Сухов.

Кто будет получать арендные платежи за использование причалов?

Ранее сообщалось, что на закрытом совещании в администрации президента по ситуации в рыбных портах Дальнего Востока главе Росрыболовства Илье Шестакову высказали претензии по заключению агентского договора, согласно которому фирма-«промокашка» ЗАО «Глобойл Терминал» могла бы получить 300 миллионов рублей «бонуса» из выручки портовых предприятий, использующих государственные причальные стенки.

В августе 2014 года ФГУП «Нацрыбресурс» без лишней огласки провело конкурс по выбору агента по управлению государственным имуществом. По итогам конкурса ФГУП «Нацрыбресурс» заключило агентский договор с неким ЗАО «Глобойл Терминал» из города Большой Камень, по которому все причальные сооружения в рыбных портах Приморья, Камчатки, Сахалинской и Магаданской областей передаются в ведение указанного посредника. Почти два месяца руководство ЗАО предлагало портам самим придумать схему, согласно которой в бизнес портовиков вошли бы третьи лиц. Но теперь этим инициативным предпринимателям указали на «выход».

Как сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на письмо начальника контрольного управления президента РФ Константина Чуйченко, Росрыболовству поручено в месячный срок расторгнуть с «Глобойл терминал» договор. Также предписывается «определить порядок предоставления находящегося в его ведении имущества в долгосрочную аренду отечественным предприятиям рыбохозяйственного комплекса, предусмотрев использование механизмов государственно-частного партнерства»

Пресс-секретарь Росрыболовства Ксения Тимакова подтвердила информацию о том, что подведомственный федеральной службе ФГУП «Нацрыбресурс» будет расходиться со своим несостоявшимся бизнес-партнером.

«ФГУП «Ныцрыбресурс» расторгает агентский договор с ЗАО «Глобойл Терминал»», — сказано в ответе Росрыболовства.

Ранее представители ЗАО «Глобойл Терминал» и ФГУП «Нацрыбресурс» на встрече с представителями администрации Приморского края и Владивостокского морского рыбного порта (ВМРП) заявляли о неких «поручениях правительства» увеличить переработку рыбных грузов.

«Представители «Нацрыбресурс» и ЗАО «Глобойл Терминал» ссылались на то, что инициатива захода в бизнес рыбных портов инициирована некими лицами в правительстве России. Однако никаких конкретных поручений правительства России, никаких протоколов совещаний не предоставили», — рассказал «Золотому Рогу» источник в администрации Приморского края.

Разойдутся ли миром представители ЗАО «Глобойл Терминал» и ФГУП «Нацрыбресурс», пока неизвестно. По словам представителя «Нацрыбресурса» Михаила Орловского, агент вложился в проект уже десятками миллионов рублей, правда, точку приложения этих инвестиций предпочел не озвучивать.

Однако основной момент, который интересует общественность, как быстро и на каких условиях ФГУП заключит договорные отношения с ВМРП и другими портами Дальнего Востока. Пока представители Росрыболовства продолжают неуместную риторику в адрес портовых структур.

«Одновременно ФГУП «Нацрыбресурс» продолжит выполнение задачи по организации эффективного использования причалов рыбных портов в интересах отечественной рыбной отрасли. Задача ФГУП «Нацрыбресурс» заключается не только в поддержании работоспособного состояния причальных стенок, но и увеличении объемов перевалки рыбы в российских портах. К сожалению, сегодня зачастую собственники портов не развивают свои предприятия и пренебрегают перегрузкой рыбной продукции в угоду другим, более доходным грузам. Так, в общем объеме грузооборота рыбных портов Владивостока и Находки доля рыбопродукции составляла в 2013 году лишь 4,5%. Кроме того, практика договорных отношений показывает, что арендаторами не осуществляются необходимые инвестиции в поддержание работоспособности ГТС и их реконструкцию», — сказано в сообщении Росрыболоства.

Странно, что чиновники рыбного ведомства, подготавливая подобные сообщения, не принимают во внимание, что согласно договору аренды (например, с тем же ВМРП), обязанность поддерживать причалы в надлежащем техническом состоянии (капитальные ремонты) была возложена на ФГУП. Счетная плата РФ выявила именно факт «нецелевого» использования арендных денег, однако чиновники и руководители рыбного ФГУП этот факт предпочитают не афишировать.

Но давать объяснения, куда деваются деньги, руководителям ФГУП и чиновникам Росрыболовства придется. Администрация президента установила, что «средства, вырученные ФГУПом за последние пять лет от сдачи в аренду государственного имущества в Приморском крае, не направлялись на развитие гидротехнических сооружений (ГТС)».

О размере доходов ФГУП свидетельствуют следующие показатели. Общая выручка «Нацрыбресурса» за 2013 год составила 400 млн руб. Из них 200 были получены в виде арендных платежей. Фактически с 2008 года ФГУП получил за аренду ГТС от портов страны несколько миллиардов рублей. «Однако более 75% причальных стенок находятся в критической степени износа и требуют скорейшей реконструкции. «Отсутствие у российских организаций рыбохозяйственного комплекса долгосрочных договоров аренды препятствует развитию портовой инфрастурктуры», — делают вывод контролеры из администрации президента.

Выходит, именно «Нацрыбресурс» пока является тормозом для портового бизнеса, точнее его стремление не заключать с портовиками договора аренды на причальные стенки, которые фактически находятся в неразрывной связи с территорией портов, а значит ФГУП не может осуществлять их эксплуатацию самостоятельно.

Также непонятно, в чём собственно состоят претензии ФАР к портам, ведь последние переваливают абсолютно всю доступную рыбопродукцию, направляющуюся на российский берег, и она как раз является для них наиболее доходным специализированным грузом. Тем более что за всё время существования «проблемы» ни ФГУП «Нацрыбресурс», ни агент-посредник не предложили ни одной идеи, как, собственно, привлечь «на российский берег» хоть одну дополнительную тонну при их участии.

Тем временем ВМРП подготавливает апелляционную жалобу на решение арбитражного суда Приморского края, отказавшего предприятию в удовлетворении иска. В нём порт просил суд обязать «Нацрыбресурс» продлить договор на аренду причальных стенок. Причем тогда ответчик в лице ФГУП привлек в качестве третьего лица представителей ЗАО «Глобойл Терминал».

Пока ВМРП доказывает свою правоту в суде, ему приходится, несмотря на отсутствие договора аренды, исправно платить ФГУП деньги за использование гидротехнических сооружений. И что самое главное, порт продолжает увеличивать перевалку рыбной продукции, только за два последних месяца докеры ВМРП перевалили более 38 тысяч тонн рыбной продукции, что на 25% выше аналогичных показателей 2013 года, пишет «Золотой Рог».

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика