81 год назад Владивосток встречал знаменитый ледокол «Фёдор Литке»
Построен в 1909 году в Великобритании, носил названия «Канада», Earl Grey. Имел водоизмещение 4850 т. В эксплуатации до 1959 года. Во время Первой мировой войны российское правительство купило судно, чтобы использовать для зимних перевозок грузов и охраны беломорских коммуникаций.
В 1934 году (начальник экспедиции Д.С. Дуплицкий, капитан Н.М. Николаев, научный руководитель В.Ю. Визе) совершил первое сквозное плавание Северным морским путем с востока на запад за одну навигацию.
«Литке» не крушил лёд тяжестью корпуса, а ударами своего острого форштевня проделывал во льду трещину и затем вклинивался в неё, расширял до нужных пределов. Такие суда в терминологии первой половины XX века было принято называть параходами-ледорезами.
В конце лета 1941 года «Литке» был вооружен артиллерией и включён в созданную на Северном флоте СССР Беломорскую флотилию. Зимой 1941-1942 годов он расчищал проходы во льдах к Архангельску для Атлантических конвоев.
Две экспедиции — 1948 и 1955 годов — были полностью посвящены гидрографическим исследованиям арктических морей. В 1955 году «Литке» установил мировой рекорд, достигнув 83°11’N, только 440 морских миль (810 км) отделяли его от Северного полюса, и смог благополучно возвратится домой. В 1955 году экспедиция была примечательна поиском самой глубокой точки Северного Ледовитого океана, названный «депрессией Литке» (5449 м), и бурением дна океана для сбора геологических образцов.
Первый фактический проход по Северному морскому пути за одну навигацию был совершен в 1932 году на ледокольном пароходе «Сибиряков» (капитан В.И. Воронин) с В.Ю. Визе и О.Ю. Шмидтом на борту. Однако корабль потерял ход и последнюю часть пути прошёл на буксире. В феврале 1934 года на трассе Севморпути трагически погиб пароход «Челюскин», пытавшийся повторить успех «Сибирякова». Растущие сомнения в необходимости использования Северного морского пути как транспортной артерии пришлось развеять все тому же ледорезу «Федор Литке» — летом того же 1934 года судно совершило второе в истории сквозное плавание по Севморпути за одну навигацию – причем безаварийно, сообщает APR PRESS.
Добавить комментарий