Создатель Sukhoi Superjet 100 Михаил Погосян покидает ОАК
ОАК объединяет основные самолетостроительные компании России. Росимуществу принадлежит более 85% акций корпорации, еще 8,6% — у ВЭБа, около 6% — у частных акционеров. Члены совета директоров ОАК — в основном представители государства и голосуют в соответствии с директивами Росимущества. Избранного советом директором кандидата утверждает президент России.
Претензии к ОАК
Погосян возглавил ОАК в феврале 2011 года с пятилетним контрактом. Контракт должен был закончиться в феврале 2016 года. Но на протяжении 2014 года источники ТАСС в отрасли неоднократно говорили о его возможном уходе.
Основные публичные претензии к работе ОАК были связаны с неудачами по проекту Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), который призван фактически возродить массовое гражданское самолетостроение в России. Проект был инициирован Погосяном, еще когда он возглавлял компанию «Сухой».
Первый коммерческий рейс этот самолет совершил весной 2011 года. Погосян говорил, что любому новому самолету нужны один-два года на преодоление «детских болезней» — системных дефектов, возникающих на первоначальной стадии эксплуатации авиатехники. У SSJ-100 на это ушло три года. В конце 2014 года в компании — производителе SSJ-100 — «Гражданских самолетах Сухого» — сообщили, что все системные дефекты проекта будут устранены окончательно в течение месяца.
Сложности были и с экономикой проекта. Еще в 2013 году положение «Гражданских самолетов Сухого» ухудшилось до такой степени, что решения по финансовой стабилизации компании и проекта пришлось принимать на уровне президента и правительства. Госкорпорация ВЭБ в итоге получила пакет в материнской компании ГСС — «Сухой» — в рамках конвертации кредита.
А в декабре 2014 года правительство выдало госгарантии по проекту SSJ-100 на $600 млн, которые позволят ГСС привлечь кредит на эту сумму в Сбербанке.
Погосян уходит «не за что-то конкретное, а скорее по совокупности», говорит один из источников ТАСС в отрасли.
«Риск дестабилизации отсутствует»
Альтернатив топ-менеджеру долгое время не было, говорит другой источник ТАСС. «С работой Погосяна в отрасли связывают восстановление позиций «Сухого», успешно выполняющего контракты и по гособоронзаказу, и по экспорту военной авиатехники.
Но на «Сухом» за последние годы сформировалась достаточно сильная и самостоятельная команда управленцев во главе с Игорем Озаром. Не зависит лично от Погосяна и второй крупнейший самолетостроитель России — корпорация «Иркут» во главе с Олегом Демченко». «Так что сейчас риск дестабилизации ситуации в военном авиастроении из-за отставки Погосяна по сути отсутствует», — уверен источник.
Юрий Слюсарь работал директором департамента авиационной промышленности Минпромторга с 2010 года. В мае 2012 года с назначением министром промышленности и торговли Дениса Мантурова Слюсарь стал его заместителем по авиапрому.
Для Мантурова назначение выходца из министерства на проблемный актив, которым сейчас является ОАК, — не первый опыт. Замминистра Алексей Рахманов, курировавший судостроение, летом 2014 года был избран президентом Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Тогда же в авиастроительной отрасли заговорили, что аналогичная схема повторится с ОАК. Но источники ТАСС в окружении Слюсаря утверждали, что замминистра «не горит желанием возглавить ОАК». Слюсарь не комментировал слухи.
Сейчас источники ТАСС в ОАК говорят, что назначение Слюсаря — решенный вопрос. Замминистра не ответил на вопрос ТАСС о возможном переходе в корпорацию. В пресс-службах Минпромторга и ОАК информацию не комментируют. От комментариев отказались и в аппарате вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего авиастроение.
Слюсарю предстоит вплотную заняться вопросами гражданского авиастроения, утверждает один из источников ТАСС. Еще одна задача — усиление координации с авиастроительными активами «Ростеха».
«Прямое введение ОАК в «Ростех» можно исключить (такой вариант рассматривался некоторое время назад. — ТАСС). У «Ростеха» достаточно проблемных активов», — говорит осведомленный источник ТАСС, не исключая обратного сценария — выведения части профильных активов «Ростеха» в ОАК.
В любом случае, по его словам, предполагается усиление координации между ОАК и такими авиационными активами «Ростеха», как Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), «Авиационное оборудование» и КРЭТ.
ТАСС, Алина Черноиванова
Добавить комментарий