«Обман зрения» показали во Владивостоке
Авторы свое намерение обозначили, в первую очередь, как желание показать, что для Художника чаще всего стоит задача показать не «Как», а «Что». Более того, зритель, попадая в пространство изображения, не сразу сможет определить, что за техника была использована для создания фотографии или рисунка, и фотография ли это на самом деле или все же графика.
А что думаете Вы, можно ли поставить знак равенства между художественной фотографией и живописью (рисунком)? Несмотря на множество дискуссий, научных и публицистических трудов, этот вопрос все еще актуален для очень многих профессионалов, любителей, ценителей искусства.
Многие художники в прошлом использовали камеру-обскуру для создания своих произведений — пейзажей, портретов, бытовых зарисовок. С развитием оптики объективы усложнялись, а после изобретения светочувствительных материалов камеры-обскуры стали фотоаппаратами. В то же время уже сегодня некоторые фотографы используют так называемые «стенопы» и некоторые технические приемы для того, чтобы добиться изображений со своеобразным мягким рисунком и большой глубиной резкости. То есть методы светописи давно использовались живописцами, а фотографы обращались за «вдохновением» к живописным приемам для достижения авторского замысла, не выходя за рамки «своих» видов искусства.
Михаил Павин и Василий Галактионов, как уже было сказано, попытались путем «обмана зрения» доказать, что Художник – не просто ремесленник, которому необходимо овладеть всеми секретами мастерства для идеального воплощения или отражения реальности (независимо от того, субъективная она или объективная), он – мыслитель, который делает видимым свои рассуждения и размышления. Надеемся, эта выставка действительно поможет приблизиться к ответу на вопрос: можно ли поставить знак равенства между художественной фотографией и живописью (рисунком)?
Ответ этот важен и потому, что за ним наступает очередь, в какой-то степени, более глубокого вопроса – какой наиболее вероятный вектор развития у фотографии и живописив будущем? И фотография в данном случае привлекает к себе внимания больше. История живописи началась тысячи лет назад, история же фотографического искусства насчитывает всего лишь чуть больше 150 лет. В последнее время, что касается живописи, явно выражена тенденция вновь обращения к реализму, и обсуждения различных вариантов развития живописи могут вращаться вокруг данной темы.
Фотография же пока еще не исчерпала все возможности, которые ей предоставляет цифровая техника, совершившая прорыв в фотографии 20 лет назад. Есть, правда, у этого явления и обратная сторона – все больше любителей могут делать качественные снимки, среди которых все сложнее разглядеть работы настоящих мастеров. Однако нет «худа без добра». Это побуждает одних профессиональных фотографов искать новые эффекты и способы использования технических средств, стараясь превзойти функции цифровой аппаратуры, других – возвращаться к сложным процессам, связанным с проявкой пленки в темной комнате и работе с реактивами. Есть и те, которые видят развитие визуальных направлений искусства в неком синтезе. Выставка «Обман зрения» — как раз одна из попыток исследовать возможности синтеза фотографии и графики.
Юлия Климко, искусствовед
Выставка работает до 14 февраля 2015 года. Галерея открыта со вторника по субботу с 11:00 до 18:00 по адресу ул. Светланская, 5. Вход свободный.
Добавить комментарий