Во Владивостоке открылась выставка «Большой мир маленькой моды» из коллекции историка моды Александра Васильева
– Я не первый раз во Владивостоке и не впервые показываю здесь свои коллекции. И очень горжусь тем, что меня сюда приглашают и так охотно сотрудничают, – признается Александр Васильев.
– Вы впервые показываете выставку детской моды?
– Да, и собрать ее было совсем непросто. В моей коллекции – а у меня более 50 тысяч единиц хранения – именно детская одежда представлена, можно сказать, ограниченно. Почему? Потому что дети неаккуратно носят свою одежду. Они ползают, играют, рисуют, едят, пачкают и рвут одежду – что поделать?
В экспозиции представлены платья, чепчики, шляпки, чулочки, носочки, туфельки детей разных поколений. Это очень трогательная выставка как для детей и их мам, так и для бабушек. Бабушки вообще главные посетители музеев, а в данном случае – я уверен – они будут идти на выставку вереницей, чтобы вспомнить свое детство и детство своих родителей. Ведь у нас широко представлен XX век, в том числе советская эпоха – довоенная, послевоенная… Первые же образцы в коллекции датированы эпохой Наполеона – к примеру, у нас есть кринолин для девочки 1870 года.
Интересно, что почти все сохранившиеся детские платья – хлопчатобумажные. Потому что их могли откипятить. Хуже всего сохранились шелковые наряды. Шерстяные же попросту съела моль.
– Больше одежды для девочек или для мальчиков?
– Для девочек. Они более сентиментальны и чаще хранят какие-то платьица – свои или, когда вырастают, своих детей. Кроме того, девочки элементарно аккуратнее мальчиков, реже дерутся и рвут вещи.
Большинство детских вещей XIX века – это ручная работа, XX столетия и советской эпохи – массовый пошив. Конечно, это не значит, что в СССР было много детской одежды. Советская ребятня не могла ходить раздетой, поскольку климат не позволяет, но и разнообразием фасонов и размеров платьев, костюмов и пальто их не баловали. Часто это вообще были неадекватные вещи, которые переделывали мамы и бабушки своими руками.
Но, тем не менее, понятие детской моды в СССР существовало. В те времена очень боролись за нравственность детей: девочки не красились, не ходили на каблуках и не носили нейлоновые платья, похожие на торт. С точки зрения воспитания, кстати, это было не так плохо.
Сегодня есть другой перекос, мне очень заметный. В программе «Модный приговор» родители часто говорят: «Я свою дочку воспитываю как принцессу». Но забывают при этом, что сами они не принцы и не князья.
На программу девочки с родителями приходят, как правило, одетые ну почти одинаково: розовое топорщащееся нейлоновое платье, лаковые туфли, два (или один) огромных кошмарных банта на голове. И они больше похожи на куклу, чем на человека. А знаете, что показательно? Что никто из тех же родителей не воспитывает своего сына как принца, как рыцаря. А где же тогда принцесса будет искать себе пару? Здесь во многом кроется проблема одиночества русской женщины. Вырастили принцессу, а кругом одни мужланы.
– Собирать детскую одежду сложнее, чем взрослую?
– Намного, особенно частному коллекционеру. Больше всего детских вещей сохранилось в США – и это логично. Там не было практически ни одной войны, кроме войны Севера и Юга. А значит, не было бомбежек, разрушений, эвакуаций, когда люди теряют все свои вещи или берут самое необходимое. И последнее, что они хватают с собой, – это детскую одежду, причем старую.
Также много детских вещей хранится в музейных собраниях. Музеи в этом смысле имеют преимущество, потому что коллекционеры редко имеют возможность собирать свои коллекции в течение 80 или там 120 лет, а музеи могут. Тем они и ценны, за это я их люблю и поддерживаю. И активно сотрудничаю со многими музеями России и за рубежом, хотя о последнем сейчас не принято говорить.
Есть еще проблемы, связанные с коллекциями детской одежды. В Советском Союзе ее часто передавали от старшего к младшему ребенку, когда старший вырастал. Или соседям, друзьям. В итоге все вещи были так выношены, что вопрос их хранения просто не вставал. Да и хранить старые вещи особо было негде. Ведь большинство советских людей жили в таких условиях, где каждый метр на счету: коммуналки, малогабаритки.
Вообще эта проблема – негде хранить – на самом деле очень серьезная. Наша страна не сохранила материальную культуру, особенно советского периода, – ни одежду, ни интерьеры. Все интерьеры, которые у нас сохранились, это дворцовые, то есть еще императорской России.
И в России люди не любят старую одежду, с нею связано много суеверий, а половина русских – язычники, это мое мнение. Как только человек умирает, к сороковинам из дома стараются убрать всю его одежду, раздать, выбросить, избавиться и от других вещей. Это чистое язычество, на мой взгляд.
– В вашей коллекции наверняка много платьев, а вот сегодня девочки часто выбирают брюки…
– Стиль унисекс практически победил во всем европейском мире. И во взрослой, и в детской моде. В XXI веке не будет ярких различий между мужской и женской одеждой. Другое дело, что в России может быть немного иначе, потому что у нас намного больше женщин, чем мужчин: 55 процентов на 45. Есть города, к примеру Смоленск, где, по статистике, на десять женщин – трое мужчин. И один из них младенец, один алкоголик и один женатый. Я такой статистики много знаю. Например, в России из десяти женщин в возрасте от 35 до 55 восемь уже развелись хотя бы раз, одна замужем и никогда не разводилась и одна никогда не была замужем. А в возрасте между 17 и 35 годами – восемь замужем, одна еще не была и одна развелась.
– Вы часто говорите о взаимосвязи моды и политики, экономики… Как вам кажется, сегодняшняя ситуация в России, на Украине отразится на моде?
– Уже отразилась. В тренде сегодня стиль милитари, защитная форма, камуфляж, накладные карманы, металлические пуговицы, а самые модные цвета сезона – белый, красный, синий, желтый. Мода – зеркало истории. Кстати, в последнее время огромное влияние на мир моды оказывают ислам, исламские традиции. В своей последней коллекции модельер Рик Оуэн предложил мужчинам не носить нижнее белье, а вместо брюк и рубашек – туники, позволяющие проветривать спереди то, что нужно, с помощью небольших отверстий. Визуально очень непривлекательная мода… Но это ответ на войну в Сирии, в Ливии.
Мы мало думаем об идущих там войнах, потому что другая – совсем рядом. Вообще, это очень грустно, ведь русские и украинцы – две братские нации, кровно близкие, и стравить их – ужасная ошибка, это еще надо было постараться.
– Вы не только откроете выставку, вы также сыграете во Владивостоке спектакль «Иконы стиля XX века».
– Да, это такая лекция с элементами шоу. И своего рода мастер-класс, потому что я так или иначе буду давать модные советы. Говорить я буду в основном о «звездах» иностранных – Грете Гарбо, Мэрилин Монро, Одри Хэпберн, принцессе Диане, Брижит Бардо… Именно они подарили нам новые принципы одежды, макияжа, причесок, повлияли на эстетику модного развития человечества… Советские красавицы, к сожалению, по понятным причинам такого влияния на моду XX века не оказали.
Кого я считаю иконами стиля в России? Это Рената Литвинова, Эвелина Хромченко и Надежда Бабкина. И все они подвержены дикой критике со стороны народа, поскольку наш народ – язычник и икон не любит.
На сцене я буду один, но обещаю, что все мои поклонницы будут иметь возможность и автограф получить, и сделать селфи со мной. «Он всех обслужит!» – можете так и написать.
Любовь Берчанская, «Владивосток»

Добавить комментарий