Украинский кризис стал доминирующей темой на Мюнхенской конференции
Организаторы не отступили от данной практики и в этот раз. Перед участниками встречи выступили бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, глава МИД ИРИ Джавад Зариф, президент Афганистана Ашраф Гани Ахмадзай, из тематических состоялась лишь одна дискуссия под названием «Наступил ли конец Ближнего Востока в том виде, в котором мы его знаем».
Открыл сегодняшний день работы конференции Кофи Аннан, который, касаясь обстановки в мире в целом и на Ближнем Востоке в частности, выразил мнение, что вторжение США и их союзников в Ирак было ошибкой и способствовало созданию экстремистской группировки «Исламское государство» (ИГ).
«Я в свое время выступал против этого (вторжения), — сказал он. — Мои опасения оправдались». «Это решение усугубило ситуацию, а роспуск иракских сил безопасности оставил без работы недовольных военнослужащих и полицейских», — отметил Аннан, указав на то, что некоторые из них впоследствии присоединились к ИГ. «Стремление быстро создать демократию без наличия соответствующих институтов привело к возникновению коррупционного режима», — добавил бывший генсек. «Исламский терроризм уничтожает многообразие и плюрализм на Ближнем Востоке», — подчеркнул Аннан.
Могерини: необходимо пробовать все инициативы
Кофи Аннан лишь ненадолго заставил участников форума забыть об Украине. Выступающая сразу после него верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, как и ожидалось, представила позицию Евросоюза относительно урегулирования в Донбассе.
СДля решения кризиса нужно пробовать все инициативы, в том числе предложенные президентом Франции Франсуа Олландом и канцлером ФРГ Ангелой Меркель, заявила глава европейской дипломатии. «Мы еще не знаем, какие плоды принесут наши усилия», — признала при этом глава дипломатии ЕС. «Нужно применять все инструменты экономического давления, посредничество ОБСЕ, переговоры в «нормандском формате», — полагает она. Вместе с тем, Могерини подчеркнула, что «необходимо добиться долгосрочного прекращения огня на Украине».
По мнению Могерини, необходимо «сделать так, чтобы Украина стала функционирующим государством». «Мы добавили €1,8 млрд в качестве финансовой помощи, определили специальную миссию для проведения реформ в секторе безопасности», — пояснила Могерини.
Она также добавила, что ЕС никогда не был проектом, направленным против кого-либо. «Мы представляли отношения с РФ как основанные на сотрудничестве и партнерстве, мы никогда не были проектом, направленным против кого-либо», — сказала она и добавила, что «дверь ЕС открыта для диалога».
Кульминацией дня стала нетематическая панельная дискуссия с участием госсекретаря Джона Керри, главы МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера и министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса, каждый из которых выступил также с кратким заявлением. Прозвучавшие затем из зала вопросы были главным образом связаны с конфликтом на Украине.
Глава МИД ФРГ: европейскую безопасность можно построить с Россией, но не против нее
Штайнмайер особо подчеркнул, что европейскую безопасность можно построить только с Россией, но не против нее. «Но и Россия должна понять, что миропорядка она не сможет достигнуть без Европы», — утверждал он.
Глава МИД в очередной раз выступил против поставок оружия на Украину, тем самым еще раз засвидетельствовав различие позиций ЕС и США в этом вопросе. Предоставление вооружений приведет к ужесточению конфликта, убежден он. «Мы должны рассматривать альтернативы, безальтернативность выведет конфликт на следующий уровень», — сказал он и добавил, что поставки оружия — это «рискованный шаг, и он контрпродуктивен».
Германия чувствует свою ответственность в урегулировании украинского кризиса, заявил Штайнмайер.
«Мы сейчас рассматриваем наш потенциал и возможности участия в миротворческих силах ООН. Германия чувствует свою ответственность, в том числе, в урегулировании конфликта на Украине», — сказал он.
Кризис на Украине не решить военным путем
Джон Керри, в свою очередь, отметил, что украинский кризис не решить военным путем.
«Чем дольше будет длиться кризис, тем больше будем повышать цену для России», — утверждал также он.
Керри также утверждал, что Россия якобы стремится изменить ландшафт безопасности.
Госсекретарь США при этом подчеркнул, что Соединенные Штаты и их союзники занимают единую позицию в отношении украинского кризиса. «Я был в Киеве, Меркель и Олланд посетили Москву с целью урегулирования кризиса. Среди партнеров нет никакого раскола», — утверждал госсекретарь США.
Главные условия для решения кризиса, по его словам, — это отвод тяжелых вооружений, восстановление границ и достижение прекращения огня.
МИД Франции: на Украине необходима децентрализация власти
Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус заявил о необходимости децентрализации власти на Украине.
По его словам, Россия стремится к тому, чтобы «население на востоке Украины жило в условиях, которые отражали бы их специфическую идентичность». «Поэтому необходима децентрализация власти (на Украине)», — подчеркнул Фабиус в своем выступлении.
«Заявленная цель РФ — обеспечение безопасности жителей востока Украины», — утверждал он. По его словам, «урегулировать проблему можно предоставлением специального статуса восточным регионам».
«Мы это обсуждали с нашими украинскими друзьями, они согласны с предложением о предоставлении особого (специального) статуса этим территориям», — добавил он.
«Нам нужно выступать единым фронтом, вести переговоры, но не идти на уступки, которые подорвали бы европейскую безопасность, — указал Фабиус, отметив, что «никто не хочет военного конфликта».
«То, к чему стремятся сегодня Германия и Франция, — это достижение мира не только на бумаге, но и на практике», — сказал он. «Я был в Москве с Меркель и Олландом в пятницу (6 февраля). Мы делаем все необходимое для урегулирования кризиса. Работа в «нормандском формате» продолжится сегодня», — пояснил глава МИД Франции.
«Критическая фаза» переговоров по ядерной программе Ирана
Несмотря на то, что украинская тематика по сути определяла повестку и заключительного дня форума, его участники остановили свое внимание и на других глобальных проблемах, таких как ситуация вокруг ядерной программы Тегерана, борьба с «Исламским государством», конфликт между Израилем и палестинцами.
Могерини: переговоры по иранской ядерной программе находятся в критической фазе
«Мы вступили в критическую фазу в переговорах по иранской ядерной программе», — констатировала Федерика Могерини.
По мнению главы дипломатии ЕС, «решение проблемы Ирана откроет большие возможности для сотрудничества как в двустороннем формате, так и на региональном уровне».
Со своей стороны, глава МИД ИРИ Джавад Зариф отметил, что переговорный процесс по ядерной программе ИРИ должен идти параллельно со снятием санкций. «Санкции не дали результата, единственный путь решения проблемы — это переговоры», — сказал он. И в этом, добавил Зариф, стороны «добились значительного прогресса».
По словам главы МИД Ирана, главная цель — «обеспечить исключительно мирный характер ядерной программы». Он также подчеркнул, что Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) «пока не нашло признаков того, что ядерная программа не носит мирный характер».
Партнеры по переговорам относительно ядерной программы ИРИ нацелены на скорейшее заключение соглашения, заявил Зариф.
«Мои партнеры по переговорам нацелены на скорейшее заключение соглашения», — сказал он и добавил, что отсутствие соглашения «не будет концом света». «Будем смотреть, что можно сделать дальше», — подчеркнул он.
«Следующие шесть недель я буду работать над достижением успеха, надеюсь, что и другие это будут делать», — отметил Зариф.
«Нам пришлось многим жертвовать, чтобы доказать мирный характер программы», — признал глава иранского внешнеполитического ведомства. Между тем, по его словам, «введение санкций нанесло ущерб ЕС, США и глобальной экономике». «Мы либо победим вместе, либо проиграем вместе. От санкций нужно избавиться, пока некоторые политики не поймут, что санкции — зло, мы не решим проблемы», — резюмировал Зариф.
Касаясь борьбы с «Исламским государством», Зариф указал на то, что для решения проблем в регионе необходимо сотрудничество с Саудовской Аравией, Турцией, Египтом и другими странами. Он подчеркнул, что Тегерану «не нужны какие-либо предварительные условия для того, чтобы взаимодействовать в этих вопросах». По его словам, проблемы в этой части света необходимо решать на региональном и глобальном уровне.
Новая миссия в Афганистане — основа для сотрудничества с Западом
Сюрпризом стало выступление на форуме президента Афганистана Ашрафа Гани Ахмадзая, который впервые приехал на Мюнхенскую конференцию в качестве главы государства. Он выразил убеждение, что новая международная миссия «Решительная поддержка» (Resolute Support) является основой для будущего сотрудничества Афганистана с западными партнерами. «Операция «Решительная поддержка», которая началась в 2015 году, является основой для нашего будущего сотрудничества», — сказал он. Глава государства напомнил, что в Афганистане за время проведения международной операции погибло около 4 тыс. граждан западных стран.
«Мы привержены демократическим ценностям и правам человека, — заверил он. — Мы выступаем за истинный ислам, понятие которого извратили «Исламское государство» и «Аль- Каида». «Мы ориентированы на достижение конкретного результата — изменить обстановку в регионе», — подчеркнул президент.
28 декабря прошлого года Североатлантический альянс завершил вывод из Афганистана основного воинского контингента, который составлял костяк Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) и 1 января приступил к проведению качественно новой небоевой миссии в Афганистане.
Дискуссия по ближневосточному урегулированию обернулась спором
В завершение форума состоялась панельная дискуссия на тему «Наступил ли конец Ближнего Востока в том виде, в котором мы его знаем». В ней приняли участие министр международных отношений, министр по стратегическим вопросам, министр по делам разведки Израиля Юваль Штайниц, глава МИД Государства Палестина Рияд аль-Малики и министр иностранных дел Катара Халед бен Мухаммед аль-Атыйя. По ходу дискуссии ведущей приходилось несколько раз прекращать дебаты в связи с тем, что между участниками — прежде всего представителями Израиля и Государства Палестины — возникал ожесточенный спор.
Каждая сторона по сути обвинила друг друга в срыве переговоров по мирному урегулированию на Ближнем Востоке. Так, по мнению Штайница, «главная проблема решения проблемы на основе создания двух государств — это поведение палестинских властей». Кроме того, он обвинил арабские государства в том, что они «отказываются признать еврейское государство».
Добавить комментарий