Силуанов: падение цен на нефть может замедлить темпы роста мировой экономики
Россия призывает страны «Большой двадцатки» (G20) провести более глубокий анализ воздействия снижения цен на нефть на различные категории стран, а также на мировую экономику в целом. Как сообщил во вторник журналистам глава Минфина России Антон Силуанов, на встрече министров финансов и глав центробанков G20 российская сторона не исключила, что падение цен на нефть может ослабить совокупный спрос в мировой экономике и замедлить темпы ее роста, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.
По словам министра, мировая экономика, вероятно, неоднозначно отреагирует на резкие колебания цен на сырье, в том числе на нефть. Падение доходов от экспорта, отметил министр, приводит к снижению реального эффективного обменного курса и сжатию внутреннего и внешнего спроса, что ведет к значительному сокращению импорта.
При этом сокращение спроса со стороны стран-экспортеров не будет полностью компенсировано со стороны стран-импортеров, отметил Силуанов. По его словам, в обычной ситуации падение цен на сырье и снижение инфляционных ожиданий позволяет стимулировать экономический рост за счет смягчения денежно-кредитной политики (ДКП). Однако в некоторых крупных развитых экономиках сейчас напротив существуют дефляционные ожидания, а ставки и так уже находятся на нулевом уровне. Кроме того, дефляционное давление может усиливаться из-за сокращения поставок товаров в страны-экспортеры сырья. Для стран-импотеров, не испытывающих дефляционное давление, возможности по стимулированию спроса ограничены накопленными ранее дисбалансами — дефицитами текущего счета и бюджета, а также ожиданиями повышения процентной ставки в США.
«Таким образом, кумулятивный эффект от столь резкого падения цен на сырье может ослабить совокупный спрос в мировой экономике, что приведет к замедлению темпов ее роста», — считает Силуанов.
Выход из складывающейся ситуации он видит в стимулировании спроса в тех регионах, где есть такая возможность, в том числе с использованием мер ДКП и структурных реформ, но эти меры должны «тщательно выверяться».
Кроме того, российский министр финансов обратил внимание на аспект возможного снижения объема инвестиций сырьевых экономик в долговые бумаги США, ЕС и других развитых стран, «который будет происходить из-за естественного в таких ситуациях сокращения золотовалютных резервов».
Также, по его словам, возможны проблемы с неустойчивым финансовым положением нефтедобывающих компаний из стран-экспортеров сырья. Банкротства здесь, если они достигнут значимого размера, нанесут вред как финансовой системе, так и будущим инвестициям в этом секторе глобальной экономики, уверен Силуанов.
«Если взвесить все эти факторы, то может оказаться, что снижение цен на нефть не так уж и благоприятно сказывается на мировой экономике, как это говорят эксперты», — отметил министр. Он считает, что необходимо взвесить, как «перетоки спроса на товары и инвестиции от изменения цен на нефть влияют на разные категории стран и в конечном счета на мировую экономику». «Мы поставили этот вопрос. На наш взгляд, нужен более глубокий анализ воздействия снижения цен на нефть на различные категории стран», — заключил Силуанов.
Из-за низких цен на нефть участники саммита оценили отложенные инвестиции в сектор ТЭК в $1 трлн. На встрече отмечалось, что в настоящее время наблюдается дисбаланс, избыток на рынке нефти на уровне 2%, что и привело к тому, что цена на нее сократилась в два раза по сравнению с ранее наблюдавшимися значениями. Мировой спрос на нефть пока растет не теми темпами, которые можно было бы ожидать, поэтому цены некоторое время могут оставаться на нынешнем уровне, считают участники прошедшей дискуссии. В то же время, в среднесрочной перспективе спрос должен начать расти.
Также члены финансовой двадцатки признали недопустимость манипулирования валютными курсами. Силуанов отметил, что имеют место валютные изменения, связанные с объективной ситуацией, например, снижением уровня текущего счета в результате снижения поступлений от сырьевых товаров, как в России и в других нефтедобывающих странах. В то же время есть случаи, когда страны пытаются искусственно менять курсы, чтобы получить конкурентное преимущество. «В этом плане все сошлись на том, что это неправильно, это недопустимо, о чем было заявлено на предыдущих встречах министров финансов «большой двадцатки», — добавил министр.
Добавить комментарий