Top.Mail.Ru

Как прокуратура Приморья боролась с коррупцией?

В 2014 году органы прокуратуры края целенаправленно и последовательно действовали в сфере противодействия коррупции, соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе. Основные усилия были направлены на выявление коррупционных проявлений в сфере закупок, землепользования, использования, распоряжения государственным, муниципальным имуществом, а также на проведение антикоррупционного мониторинга, экспертизы нормативных правовых актов (далее – НПА), их проектов, устранение условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, передает ДВ — РОСС.

Проводимыми на системной основе проверками в государственных органах, органах местного самоуправления края, внебюджетных фондах, организациях различных форм собственности выявлено 7 тыс. 867 нарушений законов, что на 18,3 % больше, чем в 2013 году. Внесено 1 тыс. 616 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 2 тыс. 235 должностных лиц, 19 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушений закона. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 140 лиц, принесены 954 протеста, в суды направлено 108 исков (уже рассмотрено и удовлетворено 74 иска), по материалам прокурорских проверок возбуждено 23 уголовных дела.

Основные выявленные прокурорами нарушения приходятся на органы местного самоуправления (как представительные, так и исполнительные) – 3 тыс. 70 нарушений, на государственные и муниципальные учреждения – 2 тыс. 163 нарушения, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти 2 тыс. 51 нарушение, включая органы внутренних дел (1 тыс. 262 нарушения).

Сравнительный анализ надзорных показателей свидетельствует об увеличении общего количества выявленных нарушений, в том числе существенной активизации работы по выявлению нарушений законодательства о противодействии коррупции – на 19,3 % (с 2447 до 2919), в сфере государственной службы – на 4,5 % (с 1831 до 1914), а также в наиболее подверженных коррупционным рискам сферах — об осуществлении государственного и муниципального контроля и надзора (с 20 до 91 или на 355 %), о предоставлении государственных и муниципальных услуг (с 116 до 152 или на 31 %), о бюджете (с 25 до 60 или на 140 %), о землепользовании (с 51 до 68 или на 33,3 %).
Активизация надзорной деятельности по основным направлениям в указанной сфере обусловлена применением новых подходов к тактике и методике проведения проверок (в том числе, реализация возможности получения сведений о наличии банковских счетов в кредитных организациях, применение заключенного в 2014 г. соглашения между Генеральной прокуратурой РФ и ФНС России), новеллами законодательства, среди которых — установление антикоррупционных обязанностей не только для государственных органов и органов местного самоуправления, но и для организаций всех форм собственности.

Увеличение количества выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции и принятых в связи с этим актов прокурорского реагирования обусловлено проведением органами прокуратуры края в 2014 г. проверок полноты и эффективности принимаемых организациями мер по профилактике и предупреждению коррупции, а также проведением в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2014-2015 гг. (утвержденного Указом Президента РФ от 11.04.2014 № 226), обобщением результатов мониторинга применения всех действующих НПА, регулирующих правоотношения в сфере противодействия коррупции.

Значительное количество выявленных нарушений в сфере законодательства о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (порядка 1,5 тыс.) и принятых в целях их устранения актов прокурорского реагирования в виде протестов (231) и представлений (293) обусловлено введением нового законодательного регулирования правоотношений в данной сфере с 01.01.2014 г. Федеральным законом от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Определенный рост количества выявленных нарушений в деятельности государственных и муниципальных учреждений (до 2 тыс. 163) обусловлен новеллами законодательства, в том числе установлением антикоррупционных обязанностей не только для государственных органов и органов местного самоуправления, но и для учреждений различных уровней. Выявленные нарушения связаны преимущественно с ненадлежащим исполнением обязанности по представлению работниками учреждений сведений о доходах, непринятием мер по предупреждению и профилактике коррупции, ненадлежащей организацией деятельности учреждений по осуществлению закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе осуществлением собственного правового регулирования в данной сфере в нарушение требований закона, а также самовольным распоряжением государственным и муниципальным имуществом, переданным на праве оперативного управления, зачастую без согласия собственников имущества и в обход конкурсных процедур.

Изложенное свидетельствует о необходимости реализации в 2015 г. ряда мероприятий, направленных на продолжение усиления надзора в наиболее подверженных коррупционным проявлениям сферах расходования бюджетных средств, землепользования, а также выявление нарушений антикоррупционных стандартов, допускаемых лицами, замещающими муниципальные должности, должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая случаи аффилированности с организациями, деятельность которых связана с представлением жилищно-коммунальных услуг.
Существенно увеличилось число лиц, привлеченных к ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства (к дисциплинарной ответственности — на 34,8 %, что составляет 2 тыс. 235; к административной ответственности — на 3,7 % и составило 140).

Наиболее распространенными административными правонарушениями являются случаи выявления фактов незаконного привлечения к трудовой деятельности бывших государственных, муниципальных служащих (ст. 19.29 КоАП РФ). В 2014 г. по инициативе органов прокуратуры края к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 19.29 КоАП РФ, привлечено 90 лиц.

Основанием для возбуждения данной категории дел об административных правонарушениях явилось неисполнение или ненадлежащее исполнение, предусмотренной ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанности, выразившейся в ненаправлении уведомления о привлечении к трудовой деятельности представителю нанимателя по последнему месту службы государственного или муниципального служащего, нарушении 10-дневного срока для направления такого уведомления, неотражении предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 700 сведений, а также направлении таких уведомлений ненадлежащими лицами.

В прошлом году увеличилось количество выявленных случаев незаконного вознаграждения от имени и в интересах юридических лиц (для инициирования вопроса привлечения юридических лиц к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ).
Так, установлено 11 фактов коррупционных проявлений данной категории. Прокуратурой края, а также прокурорами гг. Владивостока, Находки, Ханкайского района, Лесозаводским и Дальнереченским межрайонными прокурорами вынесено 9 постановлений о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ. В 6-ти случаях решения о возбуждении административных дел по ст. 19.28 КоАП РФ приняты на основе материалов уголовных дел о коррупционных преступлениях, в 3-х случаях– по материалам процессуальных проверок. По итогам рассмотрения части таких дел 5 лиц привлечены к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа на общую сумму 43 млн рублей.
Добиться активизации работы правоохранительных органов края по выявлению преступлений коррупционной направленности, иных правонарушений, совершаемых от имени или в интересах юридических лиц, позволило принятие горрайспецпрокурорами края дополнительных мер координирующего и надзорного характера. В этих целях в истекшем году горрайпрокурорами проведено 36 межведомственных совещаний, в том числе 33 заседания межведомственных рабочих групп по противодействию коррупции, 11 координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, 4 начальникам поднадзорных органов внутренних дел внесены представления (удовлетворены, 3 лица привлечены к дисциплинарной ответственности).
Государственными органами и органами местного самоуправления приняты определенные меры к реализации антикоррупционной политики, укреплению состояния законности в данной сфере способствовала активная надзорная деятельность органов прокуратуры края, в том числе, направленная на устранение ряда нарушений и недостатков, связанных с неполнотой и недостаточной эффективностью принимаемых мер по предупреждению (профилактике) коррупции, включая обеспечение соблюдения служащими ограничений, запретов и исполнения ими антикорупционных обязанностей, формирование нормативной правовой базы в сфере противодействия коррупции как на краевом, так и на муниципальном уровнях.
Пресекая формирование условий, способствующих коррупционным проявлениям, прокуроры выявили порядка 3,5 тыс. нарушений ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о государственной, муниципальной службе и противодействии коррупции, допущенные, в том числе 1 тыс. 744 государственными, 933 муниципальными служащими, 19 лицами, замещающими государственные должности края, 76 лицами, замещающими муниципальные должности, 660 работниками учреждений. Для устранения выявленных нарушений принят комплекс мер прокурорского реагирования.
Так, по инициативе органов прокуратуры края в связи с неисполнением антикоррупционных обязанностей уволены 2 сотрудника органов внутренних дел, 1 муниципальный служащий (в связи с утратой доверия), а также в отношении 1 уволенного по собственному желанию муниципального служащего в судебном порядке рассматривается вопрос об изменении формулировки основания увольнения на «увольнение в связи с утратой доверия».
В сфере экономики выявлено 1 тыс. 813 нарушений законов, имеющих коррупционную составляющую, что на 34,4 % больше чем в 2013 г. В том числе выявлено 60 нарушений в сфере бюджетного законодательства, 114 нарушений в сфере использования государственного и муниципального имущества, 5 нарушений об осуществлении лицензирования, регистрации и иных разрешительных процедур, 68 нарушений законодательства о землепользовани, 91 нарушение законодательства об осуществлении государственного и муниципального контроля и надзор, почти 1,5 тыс. нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В 2014 г. органами прокуратуры края на системной основе проводились надзорные мероприятия по проверке полноты и эффективности принимаемых организациями мер по предупреждению коррупции, в результате которых установлено, что организациями предусмотренная ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанность исполняется ненадлежащим образом, меры по предупреждению коррупции не принимаются либо принимаются не в полном объеме, мероприятия, предусмотренные Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденными 08.11.2013 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, не реализуются в полном объеме и на системной основе.
В целях устранения выявленных 597 нарушений требований в указанной сфере внесено 544 представления, по результатам рассмотрения которых приняты меры к их устранению, организациями разработаны и реализуются конкретные меры по предупреждению коррупции, предусмотренные утвержденными 08.11.2013 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями. 277 должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Возможными коррупционными рисками при непринятии надлежащих и своевременных мер к предупреждению коррупции являются злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, присвоение бюджетных средств, что может повлечь неоправданное причинение ущерба Российской Федерации и др.
Приняты дополнительные меры координирующего, организационного, методического и практического характера, активизирована деятельность правоохранительных органов края по противодействию коррупционным проявлениям, усилен надзор за оперативно – розыскной деятельностью в данной сфере. Значительная часть усилий по борьбе с коррупцией была сосредоточена на выявлении фактов взяточничества, особенно в значительном, крупном размерах, установлении коррупционных проявлений, совершаемых должностными лицами особого правового статуса, в сфере ЖКХ, незаконной миграции, лесной отрасли, оборонно-промышленного комплекса, закупок, использования, распоряжения государственным, муниципальным имуществом, от имени или в интересах юридических лиц.
В результате в прошлом году обеспечена положительная динамика роста количества выявляемых в крае коррупционных преступлений, выявлено 384 преступления коррупционной направленности, рост составил 4,9%. В лесной сфере выявлено 10 коррупционных преступлени, в сфере незаконной миграции – 1, в сфере ЖКХ – 14, от имени или в интересах юридических лиц – 7.
Выявление фактов взяточничества увеличилось на 130,6% (143 против 62), из них по ст. 290 УК РФ (получение взятки) – 69, по ст. 291 УК РФ (дача взятки) – 74.
Указанный рост также обусловлен повышением результативности деятельности межведомственных рабочих групп, планированием и проведением целевых проверочных мероприятий с привлечением правоохранительных и контрольно-надзорных органов.
В отношении должностных лиц особого правового статуса возбуждено 25 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, из них 15 — в отношении члена участковой избирательной комиссии, 3 – в отношении глав муниципальных образований, 7 – в отношении депутатов.
По направленным в 2014 г. в суд уголовным делам о коррупционных преступлениях сумма материального ущерба составила 775 млн. 235 тыс. руб., до направления уголовных дел в суд возмещено 16 млн. 340 тыс. руб.
В целях реализации требований ст.ст. 115, 160.1 УПК РФ обеспечено проведение 4 координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, 6 межведомственных совещаний, руководителям следственных органов, а также органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность, внесено 11 требований, 4 представления, по рассмотренным представлениям 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
В результате принятия перечисленных мер, на основании ходатайств следственных органов, в том числе инициированных прокурорами, судами края в 2014 г. принято 34 решения о наложении ареста на имущество обвиняемых (подозреваемых) по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности.
В суд для рассмотрения по существу направлено 199 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении 211 лиц.
К примеру, 13.08.2014 утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего главы Надеждинского муниципального района Ведерникова Г.И., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 286, ч.2 ст. 285, ст. 289 УК РФ, связанных с незаконным представлением земельных участков подконтрольным организациям для добычи полезных ископаемых, передачей земельного участка в собственность лицу по заниженной цене без соблюдения установленных законом условий, незаконным осуществлением предпринимательской деятельностью, материалы уголовного дела направлены в Надеждинский районный суд (на рассмотрении).
Судами края рассмотрено 192 уголовных дела о преступлениях коррупционной направленности в отношении 204 лиц. Субъектный состав осужденных в 2014 г. выглядит следующим образом: должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления — 5 лиц (из них 2 – главы муниципальных образований и местных администраций); сотрудники правоохранительных органов — 35 лиц (из них 14 сотрудников органов внутренних дел, 13 сотрудников ФССП, 1 сотрудник ФТС, 7 сотрудников ГУ ФСИН); работники сферы здравоохранения — 16 лиц; работники сферы образования — 13 лиц; иные должностные лица — 25 лиц; работники коммерческих структур — 16 лиц; иные лица (взяткодатели и т.п.) — 73 лица.
Например, приговором Ленинского районного суда г. Владивостока от 31.03.2014 г. бывший глава Пограничного муниципального района Червинец И.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.5 ст. 290 УК РФ, в получении взятки в сумме 300 000 руб. за совершение действий в пользу ООО «Ред-Вуд» по предоставлению земельного участка, и ему назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы со штрафом 2 млн руб.
Существенно активизирована деятельность прокуроров по взысканию криминальных доходов и возмещению ущерба, причиненного актами коррупции. В суды края предъявлено 44 иска данной категории, к настоящему времени уже удовлетворено 32 иска на сумму 11 млн 528 тыс. руб.
Вопросы состояния законности в сфере предупреждения (профилактики) коррупции, а также при выявлении коррупционных преступлений, проведении процессуальных проверок, расследовании, рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности являются приоритетным направлением надзорной деятельности и находятся на особом контроле органов прокуратуры края.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика