«Гражданские самолеты Сухого» нанимают лоббистов в США
Российская компания воспользуется услугами адвокатской фирмы бывшего генерального инспектора минобороны США.
ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС — производитель российского ближнемагистрального пассажирского самолета Sukhoi Superjet) наймут юристов в США и Индонезии. По данным «Известий», ГСС привлекает адвокатов американской Schmitz & Socarras LLP, а также юристов из индонезийской Mochtar Karuwin Komar. В обоих случаях контракты заключаются до конца 2017 года. По мнению экспертов, иностранные юристы могли понадобиться ГСС для разрешения вопросов, связанных с санкциями и последствиями катастрофы Sukhoi Superjet в Индонезии в мае 2012 года, передает ДВ – РОСС со ссылкой на на izvestia.ru.
Один из совладельцев Schmitz & Socarras — Джозеф Щмитц — в 2002–2005 годы занимал пост генерального инспектора минобороны США, а после вошел в руководство самой известной частной военной компании Blackwater (из-за подмоченной в ходе иракской войны репутации эта фирма была переименована в Xe Services LLC, а затем в Academi). Сейчас компания занимается лоббизмом на уровне конгресса США. По информации американских СМИ, в конце прошлого года именно эта компания организовывала выступление конгрессменов-республиканцев против медицинской программы президента Барака Обамы. В резюме другого сооснователя, Майкла Сокараса, сказано, что этот юрист консультировал компании России и ЕС по санкциям, введенным в связи с конфликтом на Украине.
Связаться с представителями юридических фирм не удалось. В ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» отказались комментировать планы по найму юристов. Участники рынка выдвигают две версии событий.
Источник в самолетостроительной отрасли отметил, что юристы в США и Индонезии могли понадобиться ГСС для разрешения вопросов, связанных с последствиями катастрофы Sukhoi Superjet в Индонезии в мае 2012 года. Тогда на борту разбившегося во время показательного полета самолета находились индонезийская делегация и один американский гражданин.
— Страховые вопросы пассажира решаются по законодательству страны его гражданства, — пояснил собеседник «Известий». — У потерпевших есть родственники, они должны получить страховую премию. Все родственники уже получили компенсации, но остались незавершенные вопросы.
По мнению других экспертов, контракт с американскими юристами может быть связан с антироссийскими санкциями США. ГСС — «внучка» ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК): 71,9% акций ЗАО принадлежат ОАО «АХК Сухой», которое входит в ОАК. В апреле прошлого года США и ЕС ввели против ОАК экономические санкции. Тогда вице-президент корпорации Владимир Чириков говорил, что риски для Superjet есть, но они не критичны — в случае необходимости в реализации программы могут быть задействованы отечественные наработки по проекту МС-21.
Доля импортных комплектующих в Sukhoi Superjet превышает 60%. В авиастроительной корпорации отказываться от кооперации с зарубежными партнерами не планируют. Летом прошлого года директор департамента авиапромышленности Минпромторга (ныне замминистра) Андрей Богинский отмечал, что в гражданском самолетостроении не стоит задача 100% импортозамещения, однако можно ставить вопрос о локализации в России производства поставляемых из-за рубежа комплектующих для Superjet и МС-21.
Как известно, из США для Superjet поставляют ВСУ (вспомогательную силовую установку), гидравлическую и противопожарную системы, а также систему электроснабжения. Последняя закупка в США партии ВСУ, электронных блоков управления и запчастей для Superjet состоялась в прошлом году.
— Вероятно, услуги высококвалифицированных адвокатов с лоббистскими возможностями понадобились «Сухому» не случайно. Штаты — значимый поставщик комплектующих для Superjet, — считает эксперт в области гражданской авиации Дмитрий Дубинин. — В нынешней политической и экономической ситуации самолеты этого семейства находятся под большим риском. В меньшей степени с точки зрения поставок — это гражданская продукция, в большей степени — из-за растущего валютного курса и удорожания самолетов.
В 2011 году ГСС подписала договор на поставку 12 самолетов индонезийской авиакомпании РТ SKY Aviation. Покупателю были переданы три самолета, однако в конце 2013 года операционная деятельность эксплуатанта была остановлена из-за финансовых трудностей. В октябре прошлого года министр промышленности и торговли Денис Мантуров подтвердил планы поставок в Индонезию еще до 15 самолетов в ближайшие 3 года.
За услуги американских юристов ГСС готов платить из расчета $700 за нормо-час, индонезийских — $175, $215 или $300, в зависимости от квалификации.
Опрошенные «Известиями» юристы и люди, которым приходилось пользоваться услугами адвокатов в США, полагают, что по заявленной цене ГСС наймет опытного и крепкого адвоката.
— Цены на адвокатов в США, как и везде, зависят от множества различных параметров. Озвученная цифра относится к среднему уровню или чуть выше его, — рассказал «Известиям» старший партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Руслан Закалюжный. — Топовый адвокат стоит в США уже от $1 тыс.
Оплата услуг адвокатов по нормо-часам представляет собой систему тарификации всех его затрат и действий. Например, за ознакомление с материалами дела адвокат может выставить клиенту счет на 3 нормо-часа, а за транспортные расходы при поездке в суд — 0,5. При этом стоимость самого нормо-часа остается постоянной.
— Все услуги адвоката по ведению дела тарифицируются. Например, составление электронного письма, ознакомление с документами, имеющими отношение к делу. Телефонный разговор с клиентом разбивается на отрезки по 6 минут и тоже вносится в счет. Каждый день адвокат подбивает итог, составляет отчет о своей работе и затратах и выставляет счет, — пояснил Закалюжный.
— За $700 в час в США можно нанять уже состоявшегося и опытного юриста, но без громкого имени. Однако ни адвокат за $700, ни за $1 тыс. не смогут гарантировать, что они выиграют судебный процесс, — рассказала «Известиям» Алла Бут, супруга осужденного в США за намерение незаконного оборота оружия российского бизнесмена Виктора Бута.
Председатель президиума Союза московских адвокатов и член исполкома Гильдии российских адвокатов Александр Обозов рассказал, что долгосрочный контракт с зарубежными адвокатами — нетипичный случай.
— Проще заключить короткий договор с возможностью пролонгации, потому что если клиента что-то не устроит в работе юридической компании, можно просто дождаться естественного окончания договора и больше его не продлевать, — пояснил «Известиям» Александр Обозов.
Российские компании регулярно нанимают за границей адвокатов и юристов, чтобы решить свои проблемы. Так, недавно Сбербанк России нанял за €1 млн адвоката с Кипра Христоса Константина за консультацию по урегулированию проблемных долгов перед банком со стороны компаний, зарегистрированных на острове.
Добавить комментарий