19 февраля в прессе 1945 года: бои в Восточной Пруссии
«Южнее Кенигсберга наши войска продолжали сжимать кольцо окружения Восточно-Прусской группировки противника. Северо-западнее города Ландсберг бойцы Н-ского соединения в ночном бою очистили от немцев лесной участок и заняли несколько сильно укрепленных населенных пунктов. Другие наши части, после упорных боев, переправились через реку Пассарге и заняли на ее восточном берегу селение Груненберг. Противник неоднократно переходил в контратаки, но все попытки гитлеровцев вернуть потерянные позиции закончились неудачей. В ходе боев на этом участке немцы понесли большие потери в живой силе. На поле боя осталось 27 подбитых вражеских танков, 5 бронетранспортеров и десятки полевых орудий. Нашими войсками взято в плен более 420 немецких солдат и офицеров», — говорится в сводке Совинформбюро, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.
«Территория, которую еще удерживают немцы в Восточной Пруссии южнее Кенигсберга, становится с каждым днем все меньше и меньше, — писала «Красная Звезда». — Наши войска методическими ударами сжимают кольцо окружения вражеской группировки. Однако неприятель, зажатый с флангов, упорно обороняет рубежи, прикрывающие последние узлы дорог и подходы к побережью залива. Сейчас здесь идут ожесточенные бои в больших лесных массивах, подготовленных гитлеровцами к обороне».
В газете описывается бой группы советских войск за важный узел дорог. «На подступах к нему разгорелись особенно напряженные схватки. Наступающим пришлось вести борьбу за каждую высоту, рощу, постройку. Немцы непрерывно предпринимали контратаки, старались воздействовать на боевые порядки нашей пехоты массированным огнем. Решающую роль в борьбе с вражескими очагами сыграли полковые и дивизионные батареи, непрерывно сопровождавшие штурмовые группы огнем и колесами. Стреляя прямой наводкой, артиллеристы расчищали дорогу пехоте».
«Полностью разгромив сильный опорный пункт немцев, наступающие вступили на территорию лесного района, где бои приняли еще более острый характер, — писала газета. — Внутри леса, на просеках, старых и специально расчищенных, немцы установили пулеметы и орудия, пристреляв лесные опушки и подходы к ним. Каменные строения, возвышенности, берега речек и другие позиции, где засел противник, прикрывались фланкирующим и перекрестным огнем. В общем, огневое сопротивление немцев было исключительно сильным. Но, несмотря на это, наши стрелковые подразделения, взаимодействуя с самоходной и полевой артиллерией, неуклонно теснили противника в глубь леса, отвоевывая у него позицию за позицией. В конце концов большой лесной массив был окончательно очищен от немецких войск, понесших тяжелые потери, особенно в контратаках».
Зверства гитлеровцев над военнопленными
«Смиренной и покорной прикидывается немецкая земля, но стоит только войти в любой хутор или фольварк, как всюду видны следы кровожадного зверя, — писал корреспондент «Красной Звезды с 3-его Белорусского фронта. — Вот лежит советская девушка-связистка, захваченная тяжелораненой в плен. Она изуродована и зверски убита. Рядом обгоревший труп советского офицера. Это сделали гитлеровцы. Они пытали и замучили связистку Веру Алексееву и капитана Верховцева».
«Ворвавшись с боем в один немецкий город, группа советских бойцов обнаружила на чердаке двух повешенных немцами красноармейцев, — рассказывает журналист другой случай. — По документам, найденным в карманах погибших, установлено, что это гвардии старшина Николай Павлович Колеватов и гвардии рядовой Иван Павлович Мартыненко. Оба были тяжело ранены в ночном бою и захвачены немцами. Фашисты пытали пленных, прежде чем учинить над ними расправу. Коммунист Колеватов не стал отвечать на вопросы гитлеровцев. Его били шомполами и палками. Ему вырвали волосы на голове, острым штыком дважды прокололи грудь. Не добившись от Колеватова ни слова, немцы повесили его. Такая же участь постигла и Мартыненко».
«Зажатые в железном кольце в Восточной Пруссии, немцы всячески пытаются отсрочить час своей неминуемой гибели. Сопротивляясь с отчаянием обреченных, они возмещают свою звериную ненависть на советских военнопленных», — отмечает корреспондент.
Действия союзников
«В сообщении штаба верховного командования экспедиционных сил союзников говорится, что между Рейном и Маасом войска союзников наступают, преодолевая сильное сопротивление противника, — передает ТАСС из Лондона. — Продолжаются ожесточенные бои в предместьях Мойланда (Рейнская область) и к северу от Гоха, где войска союзников очистили лес Клеве и продвинулись к пункту, находящемуся в одной миле от города».
«Верховный штаб Народно-освободительной армии Югославии сообщает, что в Боснии, в секторе Зворник, продолжаются упорные бои на нескольких участках по уничтожению окруженных немецких частей, — передает корреспондент ТАСС из Белграда. — За два дня боев убито более 650 немецких солдат и офицеров. Захвачено много вооружения и боеприпасов. В этом секторе активную помощь наземным войскам продолжают оказывать югославская авиация: за два дня действия ею уничтожено 110 автомашин и 34 повозки с войсками и боеприпасами. Уничтожено более 250 вражеских солдат и офицеров».
День культурного отдыха раненного бойца
«Театры столицы организовали 19 февраля «День культурного отдыха раненого бойца», — сообщила «Красная Звезда». — В обслуживании госпиталей приняли участие 10 театров и концертных организаций столицы. У раненых бойцов побывали в гостях: народная артистка СССР Тарасова, народные артисты республики Еланская, Андровская, Прудкин, Орлов, Грибов, Станицын, Коренева, заслуженная артистка Бендина и другие. Они исполняли отрывки из пьес, читали произведения русских классиков, вели беседы с бойцами. За вчерашний день мхатовцами было дано до 65 концертов. Отдельные артисты выступали по 4 — 5 раз».
Добавить комментарий