ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СТРАНЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОСТАЛОСЬ, НО ВСЁ ЖЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ У НАС ЕЩЁ ЕСТЬ
ВЛАДИВОСТОК, 12 апреля, ДВ-РОСС. Люди в развитых странах живут в четыре раза лучше, чем граждане России. Уровень нашего благосостояния – 23% от уровня жизни в странах Организации экономического сотрудничества и развития (объединяет все развитые страны).
Такой неутешительный вывод содержится в исследовании, подготовленном экономистами в рамках программы исследований президиума Российской академии наук «Комплексный системный анализ и моделирование мировой динамики». Но всё еще можно поправить.
Если взяться всерьёз за модернизацию и заняться наконец здоровьем нации, есть шанс встать с передовыми государствами почти вровень. Ну а если модернизировать только те отрасли, что поставляют на экспорт нефть и газ, или об обновлении экономики забыть вовсе – мы не только Америку не догоним, но и то, что в «нулевые» заработали, потеряем. Наш уровень жизни откатится к 1990-м, уверены учёные. Наше будущее представлено в исследовании в виде трех сценариев.
Первый сценарий, спрогнозированный учёными, недаром назван «Россия на пути в ОЭСР»: наша страна слезает с нефтяной иглы, в рост идут отрасли новой экономики. В результате к 2050 году производительность труда достигнет 85% от уровня ОЭСР, уровень жизни – 60%. Причём драйвером роста станут люди, родившиеся в середине 1980-х годов. Они хорошо, по-советски образованны, а если власти проинвестируют в их профессиональное обучение, то цены им не будет.
Но есть в этом сценарии интересная, если не скандальная тонкость. Если опереться на родившихся в 1990-х, то успеха точно не достигнешь: это поколение и малочисленнее, и подготовлено хуже. Исходя из этого, должна строиться образовательная политика: учить и поддерживать тех, кто постарше.
Второй сценарий («Россия – ресурсная держава») предусматривает, что в целом всё остается «как есть». Правда, модернизация будет, но коснётся только сырьевых отраслей. К 2035 году Россия немного поднимется (35% от уровня благосостояния стран ОЭСР), но с выходом на пенсию поколения 80-х успехи сойдут на нет (25% к 2050 году).
А вот если не будет и такой модернизации, на горизонте появится третий сценарий: «Россия – периферия мира». Нефть постепенно закончится (авторы, опираясь на данные British Petroleum, верят, что это случится через 27 лет). Уровень жизни скатится к нашему же на уровне 1990-х (15-20% от ОЭСР). На демографические параметры лучше не смотреть. Смертность высокая, жизнь короткая.
При этом предполагается, что страна не испытает серьёзных технологических или социальных катастроф. А они могут быть, предупреждают авторы, указывая как минимум на два обстоятельства. Во-первых, это высокая вероятность аварий на производствах в силу изношенности оборудования, во-вторых, серьезная социальная напряженность в стагнирующих моногородах.
Читая новое исследование, трудно отделаться от эффекта дежавю. В начале «нулевых» подобные документы время от времени публиковали Министерство экономического развития и торговли, а также Центр стратегических разработок. Правда, тогда залогом реализации благоприятного сценария обычно выставлялись некие «структурные, институциональные» реформы. Напомним, пишут «Известия», часть таких реформ была реализована, часть оказалась неудачной, но в целом аналитики сходятся во мнении, что структурные реформы российской экономике по-прежнему необходимы. Кстати, они тоже элемент того, что сейчас называют модернизацией.
В любом случае сейчас залогом успеха учёные называют уже не реформы, а модернизацию. И тут есть принципиальная новизна: ранее столь серьезного значения демографическому фактору учёные не отводили. В исследовании несколько раз подчеркнуто: если государство будет проводить пропаганду здорового образа жизни, вкладывать в здравоохранение и образование, успехи будут, в противном случае никакие станки и технологии нас не спасут. Налицо более комплексный подход, дающий надежду на воплощение первого сценария. Или хотя бы второго.
Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН:
— Был такой министр иностранных дел в Израиле Абба Эвен. Его как-то спросили, верит ли он в то, что жизнь изменится к лучшему. И он ответил, что все народы берутся за ум только тогда, когда перепробуют все остальные альтернативы. Мы уже почти все перепробовали. В стране практически не осталось промышленности. И всё же благоприятные возможности у нас ещё есть. Они связаны с реанимацией нескольких кусочков советского наследия. Мы ещё можем добиться успехов в тяжелом машиностроении (самолетостроении, судостроении), в атомном машиностроении.
Но если ими не заниматься, то у нас скоро останется только возможность строительства в «чистом поле», с нуля – самый контрпродуктивный путь в современном мире. Что особенно обидно в России, с нашими богатыми традициями научно-технического развития.

Добавить комментарий