ПРИМОРЬЕ: КАК ВЫПОЛНИТЬ РЕКОНСТРУКЦИЮ ПОРТА ПОСЬЕТ И НЕ УНИЧТОЖИТЬ УНИКАЛЬНУЮ ПРИРОДУ
ВЛАДИВОСТОК, 13 апреля, ДВ-РОСС. На четверг, 15 апреля 2010 года в посёлке Посьет Хасанского района Приморского края намечено проведение общественных обсуждений ( в форме общественных слушаний) материалов ОВОС проекта «Техническое перевооружение морского торгового порта «Посьет» для увеличения объёмов перегрузки угля с 2 до 7 миллионов тонн в год
Природоохранная общественность высказывала в прессе своёнедоумение по поводу того, что несмотря на предложение по установке импортного углепогрузочного оборудования предусмотрено сохранение старой традиционной технологии с погрузкой угля портальными кранами. «Вызывает изумление позиционирование ООО «Горняк», в обязанность которого входит сохранение обширного национального достояния уникальных лечебных грязей месторождения «Ясное».
Основная опасность заключается в разносе угольной пыли а также взвесей от дноуглубительных работ. Это приведёт к снижению прозрачности и продуктивности вод, привнесёт в экосистему чужеродных гидробионтов и многому другому.
Своё мнение о проекте высказывает главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичёва Дальневосточного отделения Российской академии наук, профессор кафедры Морской биологии и аквакультуры Академии экологии, морской биологии и биотехнологии (АЭМББТ) ДВГУ, доктор биологических наук Владимир Раков.
— Реконструкция порта, построенного, в основном в 1960-е годы, несомненно, назрела. Если раньше порт занимался перевалкой, в основном, леса и металла, то в последнее время специализируется на угле. Сам по себе уголь – относительно инертный природный материал, но при попадании угольной пыли в воздух и в воду в больших концентрациях может привести к серьёзным отрицательным экологическим последствиям. Поэтому при его перевалке на территории порта необходимо предусмотреть все возможные риски, а при реконструкции – технологические решения, снижающие пыление угля и попадание его в воду.
Возможности для расширения территории у порта крайне малы, так как он расположен на относительно небольшом мысе Морозова, ограниченном мелководными бухтами Постовая и Новгородская. Без существенного влияния на окружающую среду возможна только реконструкция причала №1 на мысе Морозова, которая была начала ещё в 1970-е годы и по сей день не завершена. Здесь возможна швартовка только одного крупного судна. Дальнейшее развитие здесь, к сожалению, невозможно, так как потребует серьёзных изменений береговой черты и дноуглубления, что приведет к нарушению водообмена между тремя крупными бухтами: Новгородская – Экспедиции – Рейд Паллада и может вызвать непоправимые отрицательные последствия, соизмеримые с масштабами экологической катастрофы (размыв косы Назимова, переотложение больших масс песка и ила, осолонение вод бухты Экспедиции, гибель многих представителей фауны, разрушение сложившегося экологического баланса в водных экосистемах и др.). Это недопустимо.
В случае крайней необходимости расширения порта «Посьет», считаю возможным строительство его следующей очереди на западном побережье полуострова Краббе в районе мыса Маньчжур, то есть напротив существующего порта. Здесь расположена каменистая отмель (банка), представляющая навигационную опасность для крупных судов и ограниченная бакеном с проблесковыми огнями. К этому участку побережья полуострова Краббе подходят относительно большие глубины, что позволяет построить причалы протяженность до 800-1 000 метров, рассчитанные на швартовку до 5-6 судов. Основной дополнительной проблемой является только отсутствие здесь подъездной железной дороги. Однако, на мой взгляд, это решаемая проблема, требующая только строительства железнодорожного (и автодорожного?) моста через бухту Новгородскую в её самом узком месте, общей длиной около 500-600 метров. В этом месте к северному берегу подходит уже существующая железная дорога, ведущая в порт. От моста по берегу полуострова Краббе к мысу Маньчжур также придётся построить железнодорожные подъездные пути протяженностью около 3 км.
Намечаемые же работы затрагивают, главным образом, портовые или припортовые акватории, исторически (с XIX века) закреплённые за портом Посьет, на которых ранее проводились подобные строительные работы (строились причалы, расширялись подъездные дороги, углублялось дно), а на внешнем рейде порта отстаивались суда, выполнялись перегрузочные работы и другие, а также отчасти расширялся вход для судов во внутренний рейд, ежегодно выставляются навигационные знаки. Поэтому на проведение подобных работ порт имеет законные права, если не выходит за границы принадлежащих ему и соблюдает природоохранное законодательство.
Однако, в последние годы порт начал существенно расширять свою территорию и вышел за рамки подобных ограничений, отсыпая значительную часть акватории бухты Постовая, а также намереваясь (пока в проектах) продолжить эти работы за счёт более масштабных отсыпок акваторий не только бухты Постовая, но и прилегающей к портовой акватории значительной части бухты Новгородская. Основной довод к такому расширению связан с необходимостью складирования больших объёмов извлекаемого при дноуглублении морского грунта. Это, несомненно, нанесёт существенный ущерб не только водным биоресурсам, находящимся на этих прибрежных акваториях, но и отрицательно скажется на функционировании уникальной морской экосистемы в целом бухты Новгородская, а также затронет более отдаленные акватории в бухте Экспедиции.
Уникальность бухт Новгородская и Постовая заключается в том, что на этих акваториях находятся места обитания и нереста таких редких и исчезающих представителей морской фауны, включенных в Красные книги Российской Федерации и Приморского края, как:
а) брюхоногие моллюски – морское блюдечко узкое (Collisella angusta), тугалия гигантская (Tugali gigas), тегула Лишке (Tegula lischkei), цератостома Барнетта (Ceratostoma burnettii), оцинебреллюс неукрашенный (Ocinebrellus inornatus), оцинебреллюс крючковато-изогнутый (Ocine,rellus adunctus), рапана жилковатая (Rapana venosa);
б) двустворчатые моллюски – солен прямой (Solen corneus) и солен Крузенштерна (Solen krusensterni);
в) головоногие моллюски – каракатица японская (Sepiella japonica);
г) ракообразные – рак-богомол (Oratosquilla oratoria), короткогребенчатый рак-щелкун (Alpheus brevicristatus), краб-плавунец японский (Charybdis japonica);
д) рыбы – крузенштерниелла пятнистая (Krusensterniella maculate), подкаменщик Черского (Cottus czerskii) и др.
Эти виды, а также места их обитания находятся под охраной закона Российской Федерации, краевых законов и постановлений администрации Приморья.
Кроме того, на прибрежном мелководье и в зарослях прибрежной растительности в теплое время года отдыхают и кормятся некоторые редкие виды птиц, также включенные в Красные книги России и Приморского края: желтоклювая цапля, амурская выпь, чернеть Бэра и другие. В зимний период возле полыньи и у лунок рыбаков кормятся орлан-белохвост и белоплечий орлан. На берегах бухты Новгородская встречается редкий вид млекопитающего – японская могера (Mogera wogura), также включенный в Красные книги России и Приморского края.
Необходимо также отметить, что на акватории бухт Постовая и Новгородская обитают ещё и относительно редкие эндемики климатического оптимума голоцена (например, двустворчатые моллюски – панопея японская, анадара Броутона, мия приапус, мактра красивая, дозиния блестящая), редкие субтропические и тропические виды рыб (морской конёк, собака-рыба, спинорог) и беспозвоночных (сепиела двурогая, россия тихоокеанская).
2. находятся скопления ряда ценных промысловых водных биоресурсов (трепанг, устрица, приморский и японский гребешки, травяная креветка), численность которых в последние десятилетия снизилась и находится на низком уровне, и восстановление запасов которых возможно только при строгом соблюдении природоохранного законодательства и организации работ по искусственному воспроизводству. Уничтожение мест их обитания – недопустимо.
3. находятся плантации хозяйств марикультуры, а также экспериментальные полигоны, связанные с марикультурой, которые будут уничтожены в ходе строительства или проводимые работы приведут к снижению биологической продуктивности этих хозяйств или гибели культивируемых объектов, а также к невозможности работы этих предприятий в будущем.
В бухте Постовая в 1970-1980-е годы создавались донные плантации приморского гребешка, в том числе на уже отсыпанной портом части акватории, принадлежавшие ЭБМ «Посьет». Здесь же находились донные садки-вольеры для выращивания гребешка. В южной части бухты выставлялись экспериментальные плоты для выращивания тихоокеанской устрицы, а также для закаливания устричного спата, который поставлялся на предприятия Чёрного моря. Здесь же в 1980-е годы на дне установлены небольшие экспериментальные искусственные рифы, которые функционируют до сих пор. Кроме того, на берегу бухты проводился отбор морской воды для этих целей, находились береговые сооружения (эллинги для лодок, пирсы, склады, цеха и др.) хозяйства марикультуры, отчасти сохранившиеся до настоящего времени.
В бухте Новгородская на акватории у мыса Горностай (напротив причалов порта) находятся плантации хозяйства марикультуры ООО «ЗоРоЗ», на которых выращиваются некоторые объекты марикультуры (устрица, трепанг, японский гребешок), а на берегу – база предприятия. Эти плантации существуют здесь с 1975 г. и ранее занимали обширную акваторию вдоль северного побережья бухты, где выращивались устрицы, часть урожая которых в течение 10 лет ежегодно поставлялась на хозяйства марикультуры Чёрного моря (устричный спат). В этом же районе, а также в бухточке, планируемой портом под засыпку, находились донные плантации приморского гребешка.
4. находятся рыбопромысловые участки, относящиеся к высшей рыбохозяйственной категории, уничтожение которых недопустимо.
Рыбопромысловый участок № 4 («Новгородский») с незапамятных времен эксплуатировался как один из важнейших районов промысла многих ценных видов рыб (сельдь, навага, корюшка, красноперка, камбалы и др.) и беспозвоночных (гребешки, устрицы, мидии, кальмары, трепанги, креветки и др.). Ранее ставные невода и вентеря устанавливались непосредственно в бухте у мысов Шелеха, Рязанова, Морозова и в других местах. Пик промысла рыбы и беспозвоночных был достигнут в 1930-е годы, когда на побережье бухты процветал рыбозавод «Постовая» Дальгосрыбтреста (ДГРТ), а на побережье бухты Новгородской вблизи порта находился рыболовецкий колхоз «Южный рыбак».
5. вблизи планируемого района работ порта находятся особо охраняемые природные территории (акватории), а также лечебно-оздоровительные местности, находящиеся под охраной законов Российской Федерации. Все акватории бухт Новгородская, Экспедиции и Рейд Паллада относятся к памятникам природы регионального значения, акватория бухты Экспедиции имеет три охранные зоны на побережье, так как в ней находится месторождение лечебных илов (грязей) и водная среда этой бухты также охраняется законом об лечебно-оздоровительных местностях.
5. на побережье бухт, планируемой под засыпку, расположены объекты культурного наследия (памятники истории), уничтожение которых недопустимо.
Практически на всем побережье Постовой (от мыса Шелеха до мыса Рязанова), а также бухточки к северу от порта находятся археологические памятники (стоянки, поселения) различных археологических культур – от позднего неолита (поселения Посьет-1, Мыс Шелеха), раннего палеометалла (мыс Шелеха, вся территория рыбобазы, часть территории на северном побережье, а также в глубине бухточки к северу от порта), средневековья и первых русских поселенцев. При отсыпках грунта они будут уничтожены и до выполнения строительных работ на таких памятниках (кроме отчёта о разведках) необходимо проведение экстренных (аварийных) археологических раскопок. Эти археологические памятники включены в свод памятников истории и археологии, находятся под охраной Федерального Закона «Об объектах культурного наследия…».
Кроме того, сама бухта Постовая является историческим, культурным или «топонимическим» памятником, уничтожение которого недопустимо. Это объясняется тем, что с бухтой связан ряд значимых исторических событий: наличие здесь бохайского порта VIII-X веков; открытие бухты офицерами фрегата «Паллада» в 1854 г.; основание первого военного поста (пост Новгородский). На берегах бухты бывали или занимались её описанием Муравьев-Амурский, Пржевальский, Максимович, Штернберг, Посьет, цесаревич Николай (Николай-второй), Гарин-Михайловский, Арсеньев, Пришвин, Комаров, Блюхер. С бухтой связаны события годов Октябрьской революции, гражданской войны (угон флота, бегство белогвардейцев через Посьет на территорию Китая), военного сражения у озера Хасан в 1938 г. (через бухту осуществлялась перевалка войск и грузов). Многое имеет отношение к истории развития рыбной промышленности (включая создание первого хозяйства марикультуры) и многое другое. Ликвидация этого исторического места будет большой потерей не только для посёлка Посьет, но для истории Дальнего Востока, России в целом. Поэтому нельзя допускать не только ликвидацию бухты, но и большее расширение территории порта за счёт её акватории.
Отсыпную в последнее время северную часть бухты Постовой, прилегающую к мысу Рязанова, можно считать безвозвратно утерянной и включить в состав территории порта «Посьет» без права выполнения на оставшейся акватории бухты Постовой дноуглубительных работ.
Акватории бухт, используемые портом «Посьет», не выводить из статуса «памятник природы» так как для этого нет серьезных оснований и, согласно существующему законодательству, памятники природы могут находиться в эксплуатации физическими и юридическими лицами, при условии соблюдения основных требований Конституции и ФЗ «Об охране окружающей среды». Через акватории порта проходят пути миграции многих морских и полупроходных видов рыб (сельдь, навага, корюшка, красноперка и др.), беспозвоночных (кальмары, креветки и др.) и млекопитающих (ларга). Осуществляется водообмен между крупными бухтами, а в планктоне находятся личинки ряда ценных промысловых беспозвоночных (трепанг, гребешок, устрица и др.) и рыб, в том числе редких и охраняемых видов.
Для решения проблем, связанных со складированием донного грунта, изымаемого при дноуглублениях, предлагаю сброс его за пределами залива Посьета, в территориальных водах РФ, а именно – в Гамовском каньоне. Этот каньон уже использовался в качестве свалки, в нём не ведётся рыбный промысел, и при сбросе здесь грунта ущерб окружающей среде будет минимальным, а также не затрагивает особо охраняемые природные территории.
При проведении дноуглубительных работ необходимо использовать крупное судно типа «Меркатор» (с всасывающим устройством), которое недавно уже применялось при дноуглублении входного канала в порту «Восточный».
При выполнении всех работ на акваториях бухт зал. Посьета необходим постоянный экологический мониторинг морской биоты и водной среды.

Добавить комментарий