Все южное Приморье превратится в свободный порт
Кроме Владивостока в него войдут город Артем, Надеждинский, Шкотовский, Партизанский и Хасанский районы — и не имеющий выхода к морю Пограничный район края на границе с КНР, передает ДВ — РОСС.
Резидентами зоны могут стать не только порты, но и аэропорты, предприятия и компании, работающие в туриндустрии. Участники свободного порта получат облегченный налоговый режим, свободную таможенную зону и территорию под развитие своего бизнеса. Однако тех, кто уже работает в ОЭЗ во Владивостоке, новые льготы не коснутся.
В распоряжении «Ъ» оказался проект закона о свободном порте Владивостока, подготовленный Минвостокразвития. В нем прописаны охватываемые свободным портом территории, условия получения статуса резидента и ведения бизнеса. Как пояснили в министерстве, проект находится на согласовании с ведомствами, до 30 апреля его направят в правительство.
Предложение наделить Владивосток статусом свободного порта высказал Владимир Путин в послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года. Губернатор Приморья Владимир Миклушевский тогда говорил, что это позволит улучшить логистику и транспортное сообщение между Россией и Азией. В январе стало известно, что в зону свободного порта может попасть почти все побережье края и аэропорт Владивостока. В законопроекте идея сохранилась: в свободный порт включат, кроме города, почти весь юг Приморья — Артемовский городской округ, Надеждинский, Шкотовский, Партизанский и Хасанский районы — и не имеющий выхода к морю Пограничный район края на границе с КНР. Все они могут рассчитывать на господдержку. Свободный порт создается на 70 лет, его зона предполагает четыре территории: портовую (в том числе и аэропорт), промышленную, научно-внедренческую и туристско-рекреационную.
Чтобы получить статус резидента, нужно согласовать огромный перечень документов и получить одобрение управляющей компании, регулирующей деятельность на территориях. Резиденты не должны быть участниками региональных инвестпроектов и иметь филиалы и представительства вне свободного порта. В Минвостокразвития говорят, что на льготы не смогут рассчитывать и компании, включенные в особую экономическую зону (ОЭЗ) или территорию опережающего развития (ТОР). Во Владивостоке ОЭЗ действует с сентября 2014 года, в ней есть режим свободной таможенной зоны, где, например, собирает машины Sollers. Если резидент свободного порта не выполнит взятые обязательства в течение двух-трех лет, он лишается статуса. Следить за этим будет наблюдательный совет, куда войдет вице-премьер, курирующий Дальний Восток (сейчас — Юрий Трутнев).
Основными привилегиями для резидентов должны стать возможность получения государственных земельных участков, льготы по налогу на имущество, земельному налогу и свободная таможенная зона. Можно получить и прямую господдержку на строительство инфраструктуры (субсидии или взнос в уставный капитал), но основным источником финансирования должны стать частные средства и бюджет края.
Из портов рассчитывать на статус резидента потенциально могут Владивостокский (около 20 стивидоров, крупнейший — Владивостокский морской торговый порт группы FESCO, подконтрольной «Сумме» Зиявудина Магомедова), Посьет «Мечела», строящиеся порт Зарубино «Суммы» и угольный терминал «Суходол» Сибирского делового союза и Volga Group Геннадия Тимченко. По мнению совладельца Владивостокского морского рыбного порта Дениса Сарана, льготы, в частности по налогу на прибыль и соцналогам, могли бы снизить расходы на 100-150 млн руб. в год, но процедура получения резидентства слишком сложна. Источник «Ъ» в портовой отрасли считает, что свободный порт в первую очередь рассчитан на новые проекты — те, кто уже работает, могут не захотеть переоформлять документы из-за сложности процесса. Другой собеседник «Ъ» отмечает, что государству выгоднее реализовать проект «на пустыре» из-за низких рисков: если территория ничего не приносит, то и расходов нет. Но вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович полагает, что для туриндустрии метод неприменим: необходимо разработать госпрограмму, чтобы учесть, например, проблемы транспортной доступности и турпоток.
Глава агентства Infranews Алексей Безбородов замечает, что действующих программ, например ОЭЗ, во Владивостоке недостаточно, фактически ею воспользовалась только Sollers. По мнению главы «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, проект ФЗ о свободном порте во многом базируется на тексте закона о ТОР, но, несмотря на схожесть льгот, свободный порт — менее затратный для бюджета вариант, поскольку больше рассчитан на частные средства, тогда как ТОР — на федеральный бюджет.
Юлия Галлямова, Анна Зиброва
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2678082
Добавить комментарий