В Спасском районе Приморья более шести тысяч человек остались без нормального водоснабжения: чиновники рекомендуют топить снег…
В прошлом году муниципалитет этого поселения (единственный, кстати, обходящийся без дотаций, который районные чиновники намереваются объединить с нищими Краснокутским и Дубовским, несмотря на референдум, сказавший однозначное «Нет!») предложил здравое решение проблемы вечно дырявых водоводов: уложить в имеющиеся магистрали «нитки» современных материалов, убив одним выстрелом двух зайцев: старые трубы предохранят новые от сдавливания землей, а новые обеспечат бесперебойность подачи воды. Посмеиваясь, проходят теперь сельчане мимо образца пиара «Единой России» — заколоченного колодца с силуэтом бредущего в прошлое медведя.
Сегодня мы хотим рассказать одну историю.
Но прежде — Аркадия Райкина на сцену!
Люди старшего поколения помнят его замечательную репризу про сшитый в ателье пиджак. Один рукав длиннее, другой короче, воротник приметан вкось…
Разгневанный заказчик требует директора. Тот вызывает мастеров.
— Я левый рукав шил. Есть претензии к левому рукаву?
— А я — правый. Чем он плох?
— Мы пуговицы пришивали. Крепко держатся — не оторвешь!
Пристыженный владелец уродливого пиджака, признав, что каждый участник сделал свою часть дела в меру своего понимания, покидает ателье, чтобы больше туда — ни ногой…
Такой же «пиджачишко» соорудили для жителей Чкаловского поселения чиновники района. И теперь он превратился в смирительную рубашку: куда бы сельчане ни обратились (а прошли они много инстанций — от местной администрации до приемной президента РФ!), все ссылаются на крепко пришитые «пуговицы». Даже прокуратура.
Да не может быть законно — оставить людей без питьевой воды!
И не только людей. В каждом подворье коровы, свиньи, утки, гуси, куры. Они тоже хотят пить.
На отчаянный вопрос ходока за односельчан, председателя Совета ветеранов Чкаловского поселения Валентины Архиповны Титовой: «Как нам жить?», некий облеченный немалыми полномочиями и обремененный вполне приличной зарплатой чиновник ответил: «Снег топить!» Потом, очевидно, дождевые капли ловить.
Если раньше водоснабжение населения являлось вопросом местного значения, то с 1 января 2015 года обязанность эта возложена на власти района.
В декабре 2014 года дума согласовала создание муниципального казенного предприятия ЖКХ Спасского муниципального района для обеспечения жилищно-коммунальными услугами сел, в которых отсутствуют управляющие компании.
Скважины с хорошей питьевой водой в районе можно по пальцам пересчитать. Казалось бы, и дума, и администрация должны были отнестись к ним с особой бережностью. Чиновникам по должности следует знать законы и применять их с пользой, во благо населения.
У каждой скважины должны быть охранная зона (радиусом не менее 50 метров). Это аксиома. По логике, на карте района должны были быть в первую очередь выделены неприкосновенные земли для этой цели. Ан, нет.
Кто вообще об этом думал, когда разрешил оформить в собственность жителям станции Свиягино неподалеку от скважины №264 земли под огороды? Видимо, думать — функция для чиновников чисто умозрительная, на конкретные действия не распространяющаяся.
Крепко пришита «пуговица»! Частная собственность — неприкосновенна. Теперь жители Свиягино и Чкаловского надеются только на добрую волю односельчан. Валентина Архиповна Титова взялась переговорить с владельцами участка, которого как раз и не хватает теперь для создания санитарной зоны вокруг скважины.
А вот и вторая «пуговка». Когда в 2009 году обанкротилась «Волжанка» (между прочим, муниципальное предприятие!), конкурсный управляющий В.М. Кудинов выставил на продажу ее имущество, в том числе скважину №264. Вот тут бы и озаботиться проблемой главе Чкаловского поселения Владимиру Трусову и выкупить источник водоснабжения населения. Тем более, и цена не была запредельной. Во всяком случае, частник — генеральный директор ООО «Мир-2» Михаил Тузов — приобрел скважину за 250 тысяч рублей.
Теперь остается только локти кусать: источник питьевой воды куплен в ходе конкурсного производства на законных основаниях!
Михаил Григорьевич расставаться с приобретением не спешит, хотя для обеспечения населения водой скважина не используется. Согласно предписанию Роспотребнадзора, собственник должен обустроить зону санитарной охраны. А это невозможно из-за головотяпства чиновников: в зону попадают земельные участки граждан, выделенные раньше под огороды.
Пока Чкаловское многоотраслевое предприятие подвозит воду раз в неделю, по средам, из скважины ЗАО «Свиягинское». А так как обе водовозки изношены и часто ломаются, людям приходится стоять у дороги с утра до вечера с бидонами.
Скважина бывшего совхоза — единственная действующая. Есть еще две — железнодорожная и сельскохозяйственного кооператива «Энергия». Но там вода техническая, для питья непригодная. Если совхозная скважина по каким-либо причинам остановит работу, население трех крупных сел, где живет 6292 человека, останется без глотка воды, как в пустыне Сахара. А основания для опасений есть. Скважина изначально рассчитана на нужды хозяйства. Старожилы говорят, что и в лучшие времена она снабжала совхоз и его работников с перебоями.
На колодцы рассчитывать тоже не приходится. Во всех трех селах нет ни одного действующего колодца! Те, что были, либо пришли в негодность, либо оказались засыпанными. Очевидно, власти рассчитывали на водопровод.
В пору моего детства, помню, люди строились так: вокруг избенки, в которой жили, возводился новый сруб, она же рушилась только тогда, когда более просторный дом требовал лишь внутренней отделки. Разумно. И для наших чиновников — поучительно: не создал нового — старое не тронь!
В соответствии с целевой программой «Чистая вода», должен быть закольцован водопровод в Чкаловском, но дело до конца не довели, до водонапорной башни трубы не уложены. Результат: водопровод не действует.
В Зеленом Доле водопровод провели, но он не работает. Между тем, затрачено на эти цели около восьми миллионов рублей. Более пяти лет назад администрация Спасского района передала Чкаловскому поселению скважину №1257 в Зеленодольском. Все это время ее дважды в год ремонтируют, но не могут добиться, чтобы она заработала.
Помню бурное собрание в клубе железнодорожной станции Свиягино, где жители потребовали от главы поселения Владимира Трусова отчитаться в исполнении бюджета 2013 года. Главным вопросом, конечно, стало водоснабжение.
Обсуждение было бурным и нервным. Досталось тогда Владимиру Николаевичу…
Есть и еще проблема. В 1990-е годы прекратила функционировать скважина, от которой шел водопровод в три здания: школу, детский сад и трехэтажный учительский дом по улице Бумажкова, 40. Из-за этого вышла из строя система централизованного водоснабжения и канализации этих трех зданий.
Теперь в детской саду и школе вода привозная. Откуда ее доставляют? Прошла ли она экспертизу? Вопросы далеко не праздные. Ведь там дети. Не дай Бог, какая инфекция…
Как случилось это пару лет назад в Чкаловском доме престарелых. Занедужившего дедушку доставили в городскую больницу в тяжелейшем состоянии. Обследовать его было некогда — по жизненным показаниям старика положили сразу в реанимацию. А потом выяснилось, что у него, ко всему прочему, еще и серьезное кишечное заболевание…
Что касается детских учреждений, то вроде бы пробы воды берутся, и Роспотребнадзор пока к ее качеству претензий не имеет.
Решением районного суда еще в октябре 2013 года на администрацию Чкаловского поселения возложена обязанность до 1 июня 2014 года по обеспечению централизованного водоснабжения в доме №40 по улице Бумажкова путем строительства водозаборной скважины и водопровода от нее до учительского дома.
Однако вместо исполнения решения администрация поселения попросила отсрочки до 25 июля 2015 года (проведав, очевидно, что водоснабжение будет передано администрации района) — ввиду невозможности его исполнения в установленный срок, так как отсутствует участок для устройства новой скважины и необходимо подготовить проектно-сметную документацию.
Только побывав в Чкаловском поселении, встретившись с жителями, поговорив с нынешним владельцем скважины №264 Михаилом Григорьевичем Тузовым, я по достоинству оценила звонок знакомой сельчанки, приглашавшей меня «отдохнуть на природе»: «Приезжай! Я даже пол помыла!»
Вначале удивилась: эка невидаль — пол она помыла. И только сейчас поняла, чего ей это стоило: натопить печку, растопить снег, чтобы не ударить перед гостьей в грязь лицом…
Ольга Купчинская, Спасский район, «Утро России»
Добавить комментарий