Приморский край может лишиться одной из главных статей экспорта — СМИ
Экспорт лома черных металлов через таможни Дальнего Востока по итогам 2014 г. незначительно снизился по сравнению с 2013 г. С 766 до 736 тыс. т (на 3,9%) — в весовом выражении, или с $207 млн до $203,7 млн (на 1,6%) — в стоимостном выражении. И если документ введут в действие, то металлотрейдеры потеряют значительную часть экспортной выручки.
В Приморье данное направление внешнеэкономической деятельности представлено десятками компаний, специализирующимися в основном на экспорте лома черных металлов в такие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, как Южная Корея, Китай и Тайвань. По признанию самих участников ВЭД, они и рады бы сосредоточиться целиком и полностью на поставках вторсырья отечественным металлопроизводителям, но те демонстрируют невысокий спрос и согласны платить слишком малую цену. Внутреннее потребление лома в России в 2014 г. составило около 26,5 млн т, на экспорт пошло около 4,2 млн т, основных направлений три: Турция (2,2 млн т), страны ЕС (1 млн т) и Южная Корея (0,7 млн т). По данным «Металл-Эксперта», внутренние цены на лом в долларовом эквиваленте за год упали на 32,4%, до $180 за тонну.
Единственный на Дальнем Востоке металлургический завод — ОАО «Амурметалл» — отгрузил в прошлом году на экспорт металлопродукции в объеме 335,99 тыс. т, что составило 56% от общего объема производства. Основными направлениями стали Таиланд, Тайвань и Индонезия. При этом «Амурметалл» является и основным потребителем черного металла на внутреннем рынке региона. И предлагает за тонну вторсырья $127-162, в зависимости от вида металлолома. В то время как зарубежные заказчики — более $200 за тонну.
«Но даже эта цена слишком низка для нас, — говорит Андрей Неприенко, генеральный директор ООО «Приморский МеталлоЭкспорт», — по сравнению с весной прошлого года мировые цены на черный лом резко просели, практически в два раза (с $400 до $200). Да, девальвация рубля в той же пропорции отчасти позволила нам компенсировать потери. То есть наши доходы упали в долларах, но в рублях остались на прежнем уровне, рублевая маржа как бы не пострадала. Как бы. Но на самом деле значительно похудела по сравнению с прошлогодней из-за той же девальвации рубля и вызванной ею инфляции. Поэтому, если правительство введет временный запрет на экспорт металлолома, боюсь, мы не сможем вести рентабельный бизнес, ориентируясь исключительно на отечественного потребителя».
Николай Коломиец, генеральный директор ООО «Дальчермет»: «Наши металлургические заводы, включая предприятия на Дальнем Востоке и в Сибири, вряд ли смогут переработать такие объемы лома. У них просто нет производственных мощностей для этого. Зато мы, поставщики, окажемся в очень уязвимом положении, так как вынуждены будем ждать оплаты поставок по полтора-два месяца, причем по гораздо более низким, чем в случае с экспортом, расценками. В общем, ничего хорошего от такого временного запрета на экспорт лома (если он все-таки будет введен) я не ожидаю».
«Подобный запрет ударит не только по нам, но и по самим металлургическим предприятиям, ведь они также поставляют свою продукцию за рубеж, — резонно замечает Олег Соколов, заместитель генерального директора ООО «МЕТАЛЛОТОРГ». — Поэтому я склонен надеяться, что разум возобладает у наших чиновников и они все-таки воздержатся от подобного шага. Ну а если случится, то делать нечего — будем изыскивать взаимовыгодные условия с заказчиками на внутреннем рынке. Благо, связи с ними у нашего предприятия давно налажены, и мы со своей стороны только стремимся их развивать».
Металлотрейдеры страдают не в первый раз. Еще в 2009 г. влиятельное в России металлургическое лобби добилось введения экспортных пошлин, добавляющих к ценам лома до 15%. А в том же году «административный ресурс» в лице ФТС практически полностью блокировал азиатское направление вывоза лома морем: таможня на Дальнем Востоке установила единственный порт, через который может идти лом на экспорт.
Стремительное падение цен на лом, массовые неплатежи и дисконты при расчетах за поставленную продукцию, а в довершение всего — ограничение экспорта лома черных и цветных металлов одним таможенным постом на весь Дальний Восток (им оказался Петропавловск-Камчатский) чуть не похоронили надежды металлотрейдеров на высокие прибыли. Однако тогда ломозаготовителей спасла Федеральная антимонопольная служба, предписавшая таможне отменить приказ, тем самым немного смягчив удар по рынку.
В 2010 г. таможня снова взялась за экспорт лома и разрешила вывозить металл только через три пункта пропуска — Петропавловск-Камчатский, Магадан и Корсаков. Но в связи с тем, что тогда внутрироссийские цены на лом практически не отличались от мировых, различия были только из-за транспортной составляющей и экспортной пошлины), трейдеры особо не пострадали, пишет «Конкурент».
Добавить комментарий