В Приморье предложили вернуться к пятилетней программе подготовки инженеров в вузах
Площадкой для обсуждения актуальной темы стала Инженерная школа Дальневосточного федерального университета, на базе которой ведется подготовка специалистов по различным инженерным направлениям.
Как рассказал заместитель директора по учебной и воспитательной работе Инженерной школы ДВФУ Владимир Цуприк, в настоящее время обучение здесь проходят 6600 человек, в том числе 4150 — по очной форме, около 2350 человек по очно-заочной (вечерней) форме обучения и 357 человек – по направлениям магистратуры.
Выпуск нынешнего 2015 года в Инженерной школе превысит две тысячи человек, в том числе на рынок труда выйдут 572 специалиста, 486 бакалавров и 193 магистра. Но, как показывает практика, не все выпускники смогут трудоустроиться. Несмотря на востребованность инженеров, качество их подготовки в вузе не устраивает работодателей. Как отмечают руководители предприятий, система бакалавриата не позволяет в нынешних условиях подготовить полноценного специалиста.
Как считает генеральный директор ОАО «Дальприбор» Роман Титков, для того, чтобы улучшить качество образования, необходимо вернуть пятилетнюю систему обучения инженерных кадров. «В отличие от европейских стран, у которых мы позаимствовали Болонскую систему образования, оснащение вузов у нас не позволяет за четыре года подготовить специалиста. Как руководитель предприятия, я не беру на работу бакалавров, не имеющих практической подготовки, мне нужны инженеры. Если для подготовки рабочих кадров предприятия организовывают на своей базе учебные центры, то для повышения качества инженерных кадров необходимо усилить взаимодействие университета с предприятиями, согласовывать программу обучения и усиливать практическую подготовку. Важно также повышать престиж профессии инженера и еще со школы начинать профориентацию будущих студентов», — сказал Роман Титков.
Представители высшей школы, в свою очередь, ждут от работодателей более активного участия в подготовке кадров. Специалистам предприятий предлагают не только выступать в качестве наставников на производстве, но и занимать места преподавателей в вузах.
Усиление роли предприятий в подготовке тех специалистов, в которых они нуждаются, проявляется, например, в создании базовых кафедр. На базе Инженерной школы ДВФУ создана кафедра «Кораблестроения и океанотехники» для ДЦСС на заводе «Звезда» в Большом Камне. В стадии формирования кафедра «Материаловедение в машиностроении» с участием ОАО ААК «Прогресс» в г. Арсеньеве.
ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» реализует проект по созданию в трех школах Приморья специализированных классов, выпускники которых могут продолжить образование в рамках целевого набора в Инженерной школе ДВФУ и трудоустроиться на предприятиях компании. Налаженной системой профориентации школьников могут похвастаться и на ААК «Прогресс», где также создан учебный центр для подготовки рабочих кадров.
Как отметил председатель Законодательного собрания Виктор Горчаков, крупный бизнес уже давно решает проблему подготовки специалистов самостоятельно. «Но, поскольку по целому ряду отраслей ситуация с нехваткой кадров острейшая, необходимо искать решения. Начинать надо с отраслей социальных, сельского хозяйства, промышленных предприятий, у которых есть потребность в кадрах и понимание, как их учить. Объединять усилия надо и власти, и работодателям, и родителям, которые в большей степени влияют на выбор профессии своих детей. Работа по повышению престижа технических профессий тоже должна быть более активной», — считает спикер.
Председатель комитета по социальной политике и защите прав граждан Игорь Чемерис подвел итог обсуждения: «Разрыв, который существует между подготовкой выпускников и требованиями современного производства, достаточно большой. Очень много нареканий на качество подготовки бакалавров, сама система бакалавриата подвергается жесткой критике, она не устраивает работодателей.
Итогом нашей дискуссии станет обобщение всех прозвучавших предложений для дальнейшей работы в рамках парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», обращений в Государственную Думу и Министерство образования РФ. Понятно, что от качества инженерного образования зависит интеграция в мировую экономику и конкурентноспособность нашей промышленности», — отметил Игорь Чемерис, которого цитирует пресс-служба приморского парламента.
Добавить комментарий