В портах Владивосток и Находка доля убывающих судов, охваченных технологией предварительного таможенного информирования, достигла 85%
На заседании коллегии были рассмотрены вопросы: сокращение сроков нахождения ввозимых товаров в морских портах и оптимизации совершения таможенных операций, а также контроля за соблюдением запретов и ограничений внешнеторговой деятельности, в том числе в рамках указа президента России №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
О работе по сокращению сроков нахождения ввозимых товаров и оптимизации совершения таможенных операций в морских портах доложили начальник службы организации таможенного контроля ДВТУ Владимир Теремецкий, начальник Владивостокской таможни Леонид Канин и начальник Находкинской таможни Сергей Дудка.
На дальневосточные таможенные органы возложено обеспечение эффективного таможенного контроля товаров, перемещаемых в контейнерах морским транспортом, в целях создания оптимальных условий для развития конкурентоспособности морских портов Дальнего Востока, в том числе за счет максимального сокращения сроков нахождения товаров в морских портах.
Во исполнение «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования» ФТС России организовано проведение на территории морских портов Владивосток и Восточный эксперимента по оптимизации совершения таможенных операций.
Решая поставленные ФТС России задачи, таможенные органы ДВТУ сконцентрировались на нескольких направлениях — развитии предварительного информирования; оптимизации процессов декларирования и создании наиболее эффективного взаимодействия с предприятиями, осуществляющими свою деятельность в порту, прежде всего, с морскими терминалами.
Применение технологии предварительного информирования позволяет существенно сократить сроки таможенного контроля при прибытии морских судов, в том числе за счет развития технологии документального оформления морских судов. По итогам 2014 года доля судов, охваченных указанной технологией, составила по портам Восточный и Владивосток – при прибытии 54%, при убытии – 85%. Время совершения таможенных операций прибытия при документальном контроле составляет 30-40 минут, что значительно меньше, чем при проведении таможенного контроля на борту судна (до 1,5 часов).
На основе полученных результатов ФТС России разработан прототип портала «Морской порт», экспериментальное тестирование которого с января 2014 года осуществляется на таможенных постах Морской порт Владивосток Владивостокской таможни и Морской порт Восточный Находкинской таможни.
Другим значимым направлением реализации эксперимента явилось развитие предварительного декларирования. Применение этой технологии позволяет завершить проверку сведений о товарах, заявленных в таможенной декларации, к моменту прибытия их в порт. Таким образом, сразу после прибытия появляется возможность принять решение о выпуске при условии, что товары не подлежат фактическому контролю (не признаны рисковыми). Однако в настоящее время эта технология недостаточно востребована участниками внешнеэкономической деятельности. Для её развития необходимы технологические изменения порядка передачи информации.
Одним из направлений по оптимизации сроков нахождения товаров в морских портах является технология безбумажного информационного взаимодействия таможенных органов с владельцами морских терминалов. Несмотря на полномасштабную реализацию данной технологии в портах Восточный и Владивосток, реализовать переход к безбумажному взаимодействию в 2014 году не удалось ввиду требований статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом необходимости проставления таможенным органом отметки на бумажных экземплярах коносаментов.
В результате проведенных ДВТУ мероприятий, а также согласованной деятельности морских терминалов, морских агентов, экспедиторов и таможенных представителей, средний срок нахождения контейнеров в портах в 2014 году с момента выгрузки и до окончания государственного контроля в порту Восточный составил 5,7 дней, в порту Владивосток – 7,9 дней. При этом 46% товаров в контейнерах на таможенном посту Морской порт Владивосток Владивостокской таможни и 82% — на таможенном посту Морской порт Восточный Находкинской таможни выпускаются таможенными органами в срок не позднее одного дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
Нахождение товаров на территориях портов после их выпуска в таможенном отношении зависит исключительно от решений заинтересованных лиц и связано с накоплением контейнеров в порту для формирования партий либо поездов, а также с пониженными ставками на хранение товаров на территориях портов после их выпуска для внутреннего потребления. Среднее время от выпуска до вывоза с территории порта Владивосток в 2014 году сократилось на 37%, в порту Восточный – на 26%. В значительной степени это вызвано работой таможенных органов по оптимизации процесса взаимодействия между организациями и предприятиями в порту. Данная работа проходила в рамках создания Единых технологических процессов взаимодействия морских терминалов в порту Восточный и Владивостокском морском торговом порту, экспедиторов, судовых (грузовых) агентов, декларантов, железной дороги, подразделений таможенных и налоговых органов.
Вместе с тем, для выполнения установленного правительством Российской Федерации контрольного показателя на 2015 год (шесть суток) таможенным органам необходимо принять ряд мер организационного и нормативного характера. В частности, подготовить предложения в ФТС России о совершенствовании порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, а также о расширении практики применения технологии предварительного декларирования на морском транспорте.
Также нужно организовать проведение во Владивостокской и Находкинской таможнях эксперимента по автоматическому выявлению фактов прибытия контейнеров с товарами, в отношении которых зарегистрирована предварительная таможенная декларация. Кроме того, требуется рассмотреть совместно с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти возможность сокращения сроков совершения контрольных операций в отношении ввозимых товаров в морских портах Владивосток и Восточный. Совместно с представителями морских агентов, морских терминалов, крупнейшими таможенными представителями нужно выработать предложения по сокращению сроков подачи таможенной декларации после прибытия товаров.
О работе таможенных органов региона по контролю за соблюдением запретов и ограничений внешнеторговой деятельности, в том числе в рамках указа президента России №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» доложили заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов ДВТУ Андрей Хлызов, начальник Благовещенской таможни Михаил Сорокин и заместитель начальника Уссурийской таможни Раиса Макарова.
Вопросы контроля соблюдения запретов и ограничений внешнеторговой деятельности при таможенном декларировании товаров, обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, защиты национального производства и повышения конкурентоспособности национальной продукции являются приоритетными в деятельности таможенных органов. Неотъемлемой частью осуществления такого контроля является система управления рисками, инструменты которой широко внедрены в процессы организации и осуществления данного направления деятельности таможенных органов.
В 2014 году и первом квартале 2015 года в регионе деятельности ДВТУ выпущено более 1,15 млн единиц наименований товаров, в отношении которых применялись запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. Доля таких товаров традиционно составляет более 50% от общего количества оформленных товаров.
Таможенными органами региона проводилась целенаправленная работа по недопущению возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде. В результате в 2014 году таможенными органами региона возбуждено 839 дел об административных правонарушениях в связи с выявлением фактов несоблюдения запретов и ограничений внешнеторговой деятельности, назначено наказаний по 710 делам об административных правонарушениях в данной области, наложено штрафных санкций на общую сумму более 19,2 млн рублей. В первом квартале 2015 года таможенными органами региона возбуждено 180 дел об административных правонарушениях в связи с выявлением фактов несоблюдения запретов и ограничений внешнеторговой деятельности, наложено штрафных санкций на общую сумму более 2,4 млн рублей.
В настоящее время одним из основных направлений деятельности таможенных органов является обеспечение реализации указа президента России от 6 августа 2014 года №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Задача таможенных органов не допустить незаконный ввоз на территорию России так называемых санкционных товаров — товаров, входящих в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия.
С начала действия запрета на ввоз санкционных товаров таможенными органами ДВТУ принято 6 решений о запрете ввоза указанных товаров, по 10 декларациям на товары приняты решения об отказе в выпуске товаров, заявленных к помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Указанные случаи имели место в регионах деятельности Биробиджанской, Владивостокской, Находкинской, Сахалинской и Уссурийской таможен. По фактам ввоза товаров, подпадающих под действие запрета, возбуждено 11 дел об административных правонарушениях.
В целях выявления товаров, попадающих под действие запретов и ограничений, а также санкционных товаров, происходящих из США, стран Европейского союза, Канады, Австралии и Королевства Норвегия, под видом товаров, происходящих из иных стран, таможенными органами региона применяются инструменты системы управления рисками (СУР). Задача СУР не допустить ввоз в Россию запрещенных товаров на этапе прибытия; запрещенных товаров под видом товаров, происходящих из других стран; запрещенных товаров (говядины, свинины, мяса птицы, сосисок, молочной и плодоовощной продукции, чая и т.д.), под видом товаров «прикрытия» (конины, молокосодержащей продукции, травяных сборов и т.д.).
Всего по фактам ввоза товаров, попадающих под действие запретов и ограничений с использованием СУР, возбуждено 66 дел об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 16.2, ч. 1, 2 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях повышения качества и эффективности контроля за соблюдением запретов и ограничений внешнеторговой деятельности коллегия ДВТУ решила продолжать работу по контролю ввоза товаров, попадающих под запреты и ограничения, — усилить взаимодействие с территориальными подразделениями Россельхознадзора и Роспотребнадзора, организовать эффективный механизм контроля специфических категорий товаров, происходящих из США, стран Европейского союза, Канады, Австралии и Королевства Норвегия и заявляемых при таможенном декларировании в качестве биологически активных добавок, витаминно-минеральных комплексов и других товаров, попадающих под исключение из перечня санкционных товаров, а также обеспечить контроль возможного ввоза санкционных товаров физическими лицами для коммерческий целей под видом товаров для личного пользования либо с сокрытием от таможенного контроля.
Информацию приводит управления по связям с общественностью Федеральной таможенной службы Российской Федерации, которое цитирует LentaCom.
Добавить комментарий