70-летие Победы: во Владивостоке открылась выставка художественных работ «Сквозь пожары к победному маю»
Именно произведения искусства военной тематики являются сегодня тем мостиком, который связывает разные поколения, позволяет окунуться в то суровое, страшное, героическое время и понять: чем жила страна в годы Великой Отечественной войны, что поддерживало людей и давало им силы выстоять и победить?!
Представленные на выставке 29 произведений живописи, графики и скульптуры выполнены в период с 1943 по 1985 гг. художниками Москвы, Ленинграда, Киргизии, Южно-Сахалинска.
Среди участников – художники, оставившие значительный след в советском искусстве. Это «шестидесятники» В.И. Попков, Н.И. Андронов, В.И. Иванов.
В цикле «Мезенские вдовы» В.И. Попкова воплотились впечатления от поездок в северные деревни с их пустеющими, приходящими в ветхость избами, хозяевами, выжившими во время войны. Эта тема о несостоявшейся судьбе поколения, ставшего жертвой Великой Отечественной войны.
Жизнь В.И. Иванова тесно связана с рязанским краем, здесь родилась его мать, в детстве художник приезжал сюда к бабушке. Со временем этот край стал для художника воплощением образа Родины и нашел глубокое отражение в его творчестве.
Творчество Н.И. Андронова так же связано с творческими командировками и частными выездами в «глубинку». Русский деревенский пейзаж для Андронова — это не локальная область, а вся Россия. Художник затрагивает мироощущение человека в условиях послевоенного времени, где действительность заставила взглянуть трезвыми глазами на социальный и нравственный климат России.
Тема Великой войны – одна из важнейших в нравственном осмыслении Человека, его исторической ответственности перед своей страной и всем миром. В сахалинской культуре процесс нравственного обновления стоял не менее остро, чем в удаленных от острова культурных центрах страны.
Работы сахалинцев посвящены тяжелым и страшным испытаниям солдата Великой Отечественной с первого года войны. В работе интимно-личностного характера «Отцы и деды» В.А. Куликова изображены братья художника и сам автор картины. Теплый коричнево-охристый колорит и головное изображение героев напоминают старую фотографию.
Среди различных видов искусства графика в период Великой Отечественной Войны приобрела большое значение. Графика обладает целым рядом достоинств, которые выделяют ее – это доступность, способность быстро откликаться на актуальные события, тиражирование во многих экземплярах (печатная графика), возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений. В графике сохраняется непосредственность общения с натурой, возможность живой ее фиксации.
В годы Великой Отечественной войны вместе со всеми ленинградцами художник А.Ф. Пахомов пережил все испытания блокады, и все пережитое сумел выразить в серии литографий «Ленинград в дни блокады». Черно-белые графические листы А.С. Смирнова – ученика А.Ф. Пахомова, принадлежат серии «Память Ленинграда». Романтически-приподнятыми чувствами, лирической поэтизацией проникнуты работы К. Ли. Для серии «О войне» художник выбирает простой карандаш, позволяющий использовать острую линию и неповторимую мерцающую фактуру.
Графические листы А.А. Ушина, А.К Крутцова, Н.В. Щеглова доносят до зрителя атмосферу, события, образы великой эпохи. Символическая птица Д.Н. Санджиева – яркий пример индивидуально-личностного решения темы войны. А.С. Осташев в портретной композиции прибегает к изображению среды, пейзажного мотива. Техническая специфика линогравюры, несущая в себе изначально потенциальный лаконизм и проявляющий себя, как правило, в пластическом и тематическом обобщении, находит свое прямое назначение в серии «Дневник Великой Отечественной» Н.С. Кирюхиной.
Обобщенно-символические листы Б.Н. Ермолаева впервые появились в 1960-е годы. Они отмечены глубиной философского размышления, ясностью и целостностью пластической формы, благородной чистотой цвета.
Живописные полотна и графические листы дополнены скульптурой Заслуженного художника РСФСР Н.Л. Штамма «Солдат». Скульптор в грубоватой живой манере лепит статичную фигуру солдата в естественной позе. Спортивное телосложение, крупные руки, открытое лицо характеризуют героя как простого, вероятно деревенского юношу. Художник подчеркивает, что солдат – рядовой в армии государства.
Произведения, представленные на выставке, создают особенное ощущение эмоционального погружения в эпоху, помогают воспитывать уважение к ветеранам, напоминают о подвиге советских людей и ценности мирной жизни.
Дополнительная информация доступна на сайте галереи.
Добавить комментарий