Премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» прошла в Приморском театре оперы и балета
По словам художественного руководителя театра Антона Лубченко, который четыре года работал над восстановлением авторской партитуры произведения, музыкальная актуальность оперы сегодня даже более очевидна, чем в 1948 году.
«Эта опера очень сильно опередила своё время. Её не поняли, не поняли то, как в одной опере может совмещаться множество музыкальных стилей. Ведь здесь есть и русские песни, и русские хоры, и советская частушка, и все признаки авангардной музыки. Это единственная, пожалуй, опера из классических, которая была написана о том времени, в котором она писалась. Этого до Прокофьева никто не делал. Конечно, для людей, которые привыкли к классической опере, в то время было дико видеть своих современников на сцене. Прокофьев хотел показать подвиг русского человека, с точки зрения музыки у меня такое ощущение, что опера написана сегодня», — рассказал музыкальный руководитель постановки.
Режиссёр-постановщик Иркин Габитов работал уже не над первой оперой Сергея Прокофьева. В этом сочинении композитора он отмечает большую кинематографичность материала. «Прокофьев долгое время работал с Эйзенштейном в Алма-Ате во время войны на съёмках фильма «Иван Грозный», потом «Александра Невского» и очень близко познакомился с кинематографом. И в этой опере хорошо видны кинематографические приёмы, раскадровка.
Есть некоторые картины, которые идут три минуты, и те, которые идут пятнадцать минут. А динамика и перемены мест требуют делать остановки. Нам пришлось найти приёмы кинематографа. У нас на сцене существуют два экрана — эмоциональный и реалистический. На одном даётся непосредственно материал — письма, вид заснеженного леса и так далее, на втором — поддерживается атмосфера происходящего, которая помогает донести состояние героя. Ведь важно не то, отрезали Маресьеву на сцене ноги или нет, важно то, как он это переживает, находит смысл жизни, борясь с самим собой», — рассказал Иркин Габитов.
Партию лётчика Алексея исполнил солист Мариинского театра Владимир Мороз. Он принял предложение поработать над этим проектом с радостью. Владимир рассказал о сложности материала, написанного для исполнителя этой партии. «Первые две картины написаны для одного голоса, фактически должен петь бас-баритон или драматический баритон, а следующие картины — баритон, а последние картины — почти тенор. Знатоки оперы услышат, что у Прокофьева в последних картинах есть эпизоды, напоминающие вагнеровские. В одном голосе должны быть очень разные возможности. Драматически мне понятен этот образ, в моей жизни была ситуация, когда мне пришлось искать себя заново, не так, конечно, как это случилось у Маресьева, но мне понятно, что значит преодолевать себя», — прокомментировал работу над образом Владимир Мороз.
Премьеру театра посетили 1200 человек, после спектакля они долго не отпускали артистов, приветствуя их бурными овациями.
Следующим событием фестиваля «На страже мира» станет концерт «Песни войны и мира», на котором будет представлен сводный детский хор Приморского края. Он состоится в День Победы. 10 мая по многочисленным просьбам зрителей пройдет опера А. Лубченко «Доктор Живаго». Второй показ спектакля «Повесть о настоящем человеке» 11 мая завершит фестиваль.
Подробную информацию о приобретении билетов можно получить по телефону 200-15-15, в кассах и на сайте театра.
Добавить комментарий