Top.Mail.Ru

АВТОСБОРКА ВО ВЛАДИВОСТОКЕ — «ЧЕРНАЯ ДЫРА» В ГОСУДАРСТВЕНОМ БЮДЖЕТЕ

full_niz_kart_i_zash_poro

Очередной «проект века» может обернуться бессмысленной тратой народных денег

ВЛАДИВОСТОК, 27 апреля, ДВ — РОСС. Недавно первое и пока единственное автосборочное предприятие Дальневосточного региона — «Соллерс ДВ» — объявило через СМИ об отгрузке очередной партии внедорожников Ssang Yong Kyron в западные регионы России. По данным предприятия, на запад ушло уже более 2 000 автомобилей данной марки. Отмечается, что компания уже начала производство новой модели SsangYong Actyon. К концу 2010 года предприятие планирует выпустить около 13 тысяч автомобилей.

Напомним, создание автосборочного производства на Дальнем Востоке — проект, поддержанный правительством РФ и Владимиром ПУТИНЫМ лично. Новое предприятие должно было компенсировать потери регионом рабочих мест и доходов из-за введения «заградительных» пошлин на подержанные японские автомобили в конце 2008 года. Чтобы сделать возможным перенос производственных мощностей из Татарстана на Дальний Восток из государственного бюджета были направлены значительные средства, кроме того, Правительству пришлось отказаться от ряда доходов, которые могли бы взиматься с предприятия. По мнению представителей различных уровней государственной власти Приморья, создание автосборочного производства в крае станет очередным важным инвестиционным проектом в экономике Владивостока и Приморского края.

В экономической теории под инвестициями понимаются вложения финансовых средств с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Эксперты отмечают — возможные выгоды проекта несопоставимы с грандиозными государственными вложениями в него.

Основной льготой, предоставленной «Соллерсу», является бесплатная транспортировка автомобилей с Дальнего Востока в западные регионы страны. На рынке логистических услуг доставка одной машины из Владивостока в Москву стоит 32-40 тыс. рублей. Получается, что на транспортных издержках при реализации 2 000 джипов «Соллерс» сэкономил порядка 65-80 млн. рублей. В целом государство готово компенсировать до полумиллиарда из транспортных расходов предприятия. В середине апреля 2010 года Правительство РФ поручило РЖД обеспечить в этом году перевозку без взимания провозной платы новых автомобилей, произведенных на территории ДВФО. Предоставление субсидий РЖД на возмещение потерь в доходах в связи с обеспечением перевозок будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований в размере до 500 млн. рублей.

Вероятно, этим объясняется и согласие «Соллерса» на перенос производства из Набережных челнов. В случае, если сборочные цеха остаются в Татарстане, «Соллерсу» приходится оплачивать транспортировку комплектующих, которые производятся в Южной Корее, через всю Россию.

Глава компании Вадим ШВЕЦОВ уже дал понять, что дальневосточный рынок для «Соллерса» не жизненно важен. «Если не будут покупать в регионе наши внедорожники, ничего страшного — тогда все они уйдут в западные регионы…» — заявил топ-менеджер при запуске завода.

Ранее государство отказалось от взимания таможенных пошлин с комплектующих, ввозимых в режиме промышленной сборки. Согласно постановлению Правительства РФ №166, грузы, перемещаемые через государственную границу России, попадающие под классификацию Товарной номенклатуры ВЭД 8707 («Кузова (включая кабины) для моторных транспортных средств») с пометкой «Для промышленной сборки», ввозятся в страну беспошлинно. В то же время, с 2008 года автомобильные кузова, импортируемые в РФ, облагаются таможенной пошлиной в размере 15%, но не менее чем 5000 евро за единицу. Таким образом, благодаря льготе, «Соллерс» сэкономил на 1800 кузовов девять миллионов евро (около 360 миллионов рублей). Стоит отметить, что прочие автомобильные компоненты, ввозимые по позициям ТН 8708 (автозапчасти) и группы 84 (двигатели) для «Соллерса» также не облагаются пошлинами. В свое время это решение Правительства не только позволило российским предприятиям не платить пошлины за импортные комплектующие, но и уничтожило бизнес «конструкторов» и нанесло сильнейший удар по автомобильным сервисам и импорту автозапчастей.

Кроме того, для создания сборочного производства на базе цехов Дальзавода «Соллерсу» был выдан льготный кредит в размере 5 млрд. рублей. Отметим, что эта цифра примерно соизмерима с бюджетом всего Владивостока, который равен шести миллиардам. За счет государства была также произведена реконструкция причальной стенки Дальзавода, необходимая для начала отгрузки корейских комплектующих в цеха. Стоимость работ выяснить не удалось, но, по мнению специалистов, она не могла составить менее пяти миллионов рублей.

Таким образом, затраты государства на поддержку автосборочного производства исчисляются миллиардами. Это пятимиллиардный кредит и ежегодные затраты сотен миллионов на компенсацию транспортных расходов. Кроме того, был сделан отказ государства от доходов в сотни миллионов за счет взимания пошлин. А вот экономический и социальный эффект от создания «Соллерса» не совсем понятен.

«Соллерс» вряд ли сможет решить проблему безработицы в регионе. Сейчас на предприятии работает около семисот человек, к 2012 году численность персонала должна составить две тысячи. Численность безработных в крае уже в течение нескольких лет превышает сто тысяч. Не менее 20 тыс. из них проживает во Владивостоке.

Что касается налоговых платежей в бюджет, то по сравнению с затратами, они ничтожны.

Если предположить, что средняя зарплата сотрудников «Соллерса» составляет 25 тыс. рублей в месяц (официальную информацию предприятие не раскрывает, объясняя это коммерческой тайной), за три месяца (за которые были произведены 2 000 автомобилей) персонал компании заработал около 52,5 млн. рублей. В таком случае налог на доходы физических лиц составил около 7 млн., а за год он приблизится к тридцати — сумма, в пятнадцать раз меньше затрат на транспортировку автомобилей с Дальнего Востока, оплачиваемых государством.

Что касается самой продукции «Соллерса», то пока спросом на Дальнем Востоке она не пользуется. С начала года во Владивостоке был продано всего пара десятков Ssang Yong Kyron. Правда, представители компании отмечают, что в дилерских центрах растет интерес к корейским внедорожникам приморского производства, но пока на продажах это не сказывается.

За дальневосточным регионом надежно закрепилась слава депрессивной территории, в которую, как в «черную дыру», уходят федеральные инвестиции. Но, если посмотреть на характер инвестиционных проектов, поддерживаемых государством (экономический и социальный эффект Саммита АТЭС также активно оспаривается экспертами разных уровней), невольно возникает вопрос: Возможно, просто федеральные инвестиции направляют не туда?

Дальневосточный центр политических исследований

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика