115 лет назад крейсер «Аврора» был впервые спущен на воду
Крейсер «Аврора» по праву называется кораблем номер один Военно-морского флота России. Крейсер — участник Цусимской битвы, революции 1917 года и Великой Отечественной войны — важнейших событий в истории страны XX века.
24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, наблюдавших за церемонией из Императорского павильона, состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду. Под залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораблей крейсер благополучно сошёл на воду, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.
Во время спуска на верхней палубе корабля в составе почетного караула находился 78-летний матрос, служивший на фрегате «Аврора». Кроме того, на спуске присутствовал бывший офицер прославленного парусника, а теперь вице-адмирал К. П. Пилкин. На следующий день новый крейсер был отбуксирован к стенке Франко-русского завода для установки главных машин. Водоизмещение корабля на момент спуска составило 6731 тонну.
В данный момент корабль проходит ремонт, который продлится до 2016 года.
«Аврора» могла стать «Богатырем» или «Полканом»
Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аврора» — последний в серии из трех кораблей водоизмещением 6,6 тыс. тонн, построенных в конце XIX века на петербургской верфи «Новое Адмиралтейство» (ныне «Адмиралтейские верфи»).
Бронепалубный крейсер «Аврора» первого ранга был заложен в С.-Петербурге на судостроительной верфи «Новое-Адмиралтейство» (ныне Адмиралтейские верфи) 23 мая 1897 года, спущен на воду 11 мая 1900 года и вступил в строй боевых кораблей флота России в июле 1903 года.
Длина корабля — 123,5 метра,водоизмещение 6,7 тыс. тонн, скорость — 20 узлов. Вооружение: восемь 6-дюймовых дальнобойных орудий, 24 75-мм скорострельных пушки, 8 37-мм пушек Гочкиса, три минных аппарата.
Крейсеры отечественной постройки тогда делились на два типа — 1-го и 2-го ранга. Крейсера первого ранга были бронепалубными, водоизмещением свыше 6 тыс. тонн. Крейсера 2-го ранга были существенно меньше — их водоизмещение составляло около 3 тысяч тонн, они были не бронированы, с менее сильным вооружением.
Первые два корабля проекта, разработка которого началась весной 1895 года, были названы «Паллада» и «Диана», третий почти год был безымянным и именовался просто «крейсер водоизмещением 6630 т типа «Диана» (в русском флоте название типу кораблей давалось не по имени головного корабля, а по наиболее короткому и звучному названию одного из однотипных кораблей).
Лишь в 1897 году он получил имя. По традиции, существующей со времен Петра I, право давать наименование крупным кораблям принадлежало царю, поэтому Николаю II был предложен список возможных названий строящегося крейсера. Варианты были такие: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Полкан», «Нептун». Император подчеркнул название в списке и на полях карандашом написал: «Аврора».
В приказе по Морскому ведомству от 6 апреля 1897 года № 64 было объявлено: «Государь-император 31 марта сего года высочайше повелеть соизволили: строящийся в С.-Петербурге, в Новом Адмиралтействе крейсер 6630 т водоизмещения наименовать «Аврора» и зачислить его в списки».
Предшественник крейсера
Крейсер «Аврора» — второй корабль русского флота, носящий это имя. Первым был трехмачтовый парусный фрегат «Аврора», построенный в 1835 году на Охтинской верфи в Петербурге. В 1854 году этот корабль принял участие в героической обороне города Петропавловска-на-Камчатке.
В те годы шла Крымская войны, в которой России противостояли силы Великобритании, Франции и Турции. При этом противник, обладавший мощным флотом, стремился вести войну не только в Черном море, но и на Балтике, в Белом море и даже у дальневосточных берегов. В августе 1854 года к Петропавловску подошла англо-французская эскадра в составе шести кораблей. Флот неприятеля был вооружен 212 пушками и имел на борту 2,5 тыс. человек (экипажи и десантные войска). Защитники Петропавловска могли противопоставить врагу только 108 орудий, из них 74 на береговых батареях и 34 на двух кораблях (девятипушечный транспорт «Двина» и недавно пришедший из Кронштадта на подкрепление немногочисленным морским силам Дальнего Востока фрегат «Аврора»), и 1016 человек.
Тем не менее защитники Петропавловска отбили все попытки англо-французской эскадры овладеть городом и принудили ее покинуть Авачинскую губу. По английским данным, нападавшие потеряли 450 человек убитыми и ранеными. Петропавловцы же потеряли лишь 32 человека убитыми и 64 ранеными.
На фото: «Аврора» во время ходовых испытаний, 1903 год
Добавить комментарий