Компании из РФ заключают соглашения с зарубежными инвесторами, несмотря на санкции
Первый день работы Петербургского экономического форума подтвердил его репутацию крупнейшей в России площадки для обсуждения и принятия решений об инвестиционных проектах. В ходе форума уже подписаны десятки соглашений и протоколов о намерениях, которые касаются реализации новых и расширения уже существующих проектов.
Особый интерес инвесторов вызвали вложения в инфраструктуру, при этом поток инвестиций идет в обе стороны: иностранных компаний — в российские проекты, российских — в зарубежные, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.
Опасения, что санкционная война между Россией и Западом оставит Москву в инвестиционном вакууме, пока не оправдываются: среди компаний, подтвердивших на форуме интерес к работе в России и к реализации новых проектов, есть крупнейшие промышленные и нефтегазовые компании Европы.
«Газпром» наращивает активность в мире
«Газпром» в западной прессе называется одним из главных компонентов так называемого «российского энергетического оружия». Газовая монополия неоднократно обвинялась в том, что использует экономическое влияние на своих клиентов для достижения геополитических целей Москвы. Однако форум показал, что несмотря на негативный информационный фон, «Газпром» не собирается отказываться от новых проектов в Европе, а его партнеры продолжают рассматривать «Газпром» как надежного игрока.
Как сообщил «Газпром» в четверг, монополия, немецкая E.ON, британо-голландская Shell и австрийская OMV договорились развивать газотранспортные мощности по доставке российского газа в Европу. Стороны подписали соответствующий меморандум о намерениях, предусматривающий сотрудничество в проекте создания газотранспортной инфраструктуры для прямой доставки российского газа европейским потребителям.
В результате «Газпром», E.ON, Shell и OMV создадут совместную компанию для реализации проекта строительства двух новых ниток газопровода «Северный поток» мощностью 55 млрд кубометров в год. Это позволит удвоить мощность существующего трубопровода, который проложен по дну Балтийского моря.
Его первая нитка введена в эксплуатацию в 2011 году, а вторая — в 2012 году. В настоящее время оператором «Северного потока» является совместная компания Nord Stream AG (ОАО «Газпром» — 51%, Wintershall и E.ON Global Commodities — по 15,5%, Gasunie и GDF SUEZ — по 9%).
Кроме того, «Газпром» и Shell в рамках ПМЭФ-2015 подписали соглашение о сотрудничестве по строительству третьей линии проекта «Сахалин-2», в рамках которого был введен в эксплуатацию первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) проектной мощностью 9,6 млн тонн СПГ в год. Как сообщила российская компания, для полной загрузки третьей технологической линии «Газпром» поставит дополнительные объемы газа за счет добычи в рамках проекта «Сахалин-3».
Также «Газпром» договорился на форуме с вьетнамской Petrovietnam об основных условиях разработки Нагумановского (Оренбургская область) и Северо-Пуровского (ЯНАО) месторождений с суммарными утвержденными геологическими запасами более 50 млрд кубометров газа. Кроме того, стороны обсудили расширение сотрудничества в нефтяной сфере, включая совместную работу в рамках единственного во Вьетнаме НПЗ «Зунг Куат», а также в сфере электроэнергетики, газомоторного топлива и поставок СПГ.
«Газпром» также намерен на форуме подписать новое пятилетнее соглашение с ЛУКОЙЛом, по которому нефтяная компания продает «Газпрому» добываемый ею газ. Как сообщил глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, речь идет об объемах в 20 млрд кубометров газа в год.
«Цена на газ, который закупает «Газпром» по соглашению, нас устраивает. «Газпром» берет на себя все риски, а это непросто. Кроме того, компания никогда не ограничивала нас в приеме газа, несмотря на всю волатильность на рынке», — добавил Алекперов.
Китай поможет пустить быстрый поезд в Казань…
Несмотря на то, что российские власти отказываются называть нынешнюю активизацию отношений с Китаем «поворотом на Восток», аргументируя это тем, что китайское направление было для России приоритетным задолго до ухудшения отношений с Западом после присоединения Крыма к России, активность китайских компаний становится все заметнее.
На форуме Китай был представлен на высоком уровне — из Пекина в Санкт-Петербург приехал вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли.
В ходе форума российско-китайский консорциум подписал с ОАО «РЖД» договор на выполнение работ по инженерным изысканиям и проектированию высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) «Москва-Казань». Общая стоимость строительства ВСМ «Москва-Казань» составляет 1,068 трлн рублей. Участок «Москва-Казань» в будущем может стать частью высокоскоростной магистрали «Москва-Пекин», стоимость строительства которой оценивается в 7 трлн рублей, и проекта «Шелковый путь», который свяжет Китай с рынками Европы и Ближнего Востока. Протяженность ВСМ «Москва-Казань» составит около 770 км, скорость движения поездов будет достигать 400 км/ч. Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа против нынешних 14 часов.
Как сообщил ТАСС замминистра экономического развития РФ Станислав Воскресенский, российско-китайская межправительственная комиссия по инвестициям в ходе ПМЭФ одобрила 29 новых проектов на сумму свыше $20 млрд. В настоящее время комиссия сопровождает 32 проекта, включая создание совместной российско-китайской компании по лизингу самолетов Sukhoi Superjet, лесопромышленного кластера в Томской области, проект по добыче золота и других полезных ископаемых.
РЖД построит дорогу в Индии
Однако РЖД не только договаривается о привлечении инвесторов в свои проекты, но и сама участвует в реализации перспективных зарубежных проектов. Так, компания в составе международного консорциума построит и электрифицирует 400 км железной дороги в Индии, сообщил журналистам вице-президент компании Александр Салтанов.
Как заявил первый вице-президент РЖД Александр Мишарин на круглом столе «Россия-Индия: возможности взаимного инвестирования», перспективными направлениями сотрудничества с Индией являются проектирование и строительство высокоскоростных магистралей, модернизация действующих участков индийских железных дорог для повышения скорости движения поездов до 160-200 км/ч, поставка, производство и ремонт локомотивного, подвижного составов и железнодорожной техники, модернизация железнодорожных вокзалов.
В свою очередь, посол Индии в РФ Пунди Рагхаван заявил на форуме, что Индия готова инвестировать в российские проекты по добыче коксующегося угля и углеводородного топлива. По его словам, осенью текущего года на очередном саммите Индия выйдет с конкретными предложениями в рамках сотрудничества в этих отраслях.
Кроме того, РЖД подписала на форуме соглашение с Siemens о снижении ставки за техобслуживание пригородных поездов «Ласточка» более чем втрое. «Она (ставка — прим. ТАСС) в результате наших переговоров сегодня снижена практически в три раза», — заявил президент РЖД Владимир Якунин.
Он пояснил журналистам, что в результате ставка за техобслуживание электропоездов «Ласточка» составит 0,8 евро за вагонно/км. По его словам, условия контракта вступают в силу со дня подписания. «Общая стоимость этого контракта теоретически рассчитана и составляет 1,7 млрд евро», — сказал Якунин.
Срок действия контракта составит 40 лет. При этом ставка за техобслуживание будет комбинированной — в евро и рублях.
Siemens открыл новый завод
К форуму германский концерн Siemens и российские «Силовые машины» запустили в Ленинградской области совместный завод по производству газовых турбин стоимостью 275 млн евро.
«Мы продолжаем поддерживать вашу страну в модернизации, это еще один момент поддержания доверия и партнерства между нашей компанией и Россией. Это происходит с учетом нынешней экономической ситуацией. Но нашим отношениям 160 лет, за это время были разные политические ситуации. Пусть политики делают свое дело. Мы остаемся в России, несмотря на то, куда дует ветер перемен», — сказал член правления компании Зигфрид Руссвурм на церемонии запуска завода.
«Сименс Технологии Газовых Турбин» — совместное предприятие ОАО «Силовые Машины» (35%) и Siemens AG (65%).
Кроме того, группа компаний «ФосАгро», крупный российский производитель удобрений, и международная корпорация Orica, занимающаяся взрывчатыми материалами и базирующаяся в Австралии, подписали на форуме долгосрочный договор сроком на 10 лет по производству буровзрывных работ на открытых горных работах АО «Апатит» (группа «ФосАгро») и соглашение о поставке эмульсионных взрывчатых веществ для подземных горных работ. Сумма контракта по долгосрочному договору на буровзрывные работы со сроком действия с июня 2015 года по декабрь 2025 года составляет 12,5 млрд рублей.
Иностранцев интересует Керченский мост и автодороги
Инвестиционные проекты в Крыму, несмотря на неприятие факта его вхождения в Россию многими западными государствами, также не отпугивает иностранные компании. В частности, как сказал в интервью ТАСС в кулуарах ПМЭФ-2015 глава Росавтодора Роман Старовойт, компании из Китая, Тайваня и Сингапура могут принять участие в строительстве Керченского моста.
«Сегодня говорить о субподрядчиках и заключенных контрактах субподряда преждевременно, потому что в соответствии с графиком, который есть в госконтракте с подрядчиком, мы должны до конца июня 2015 года проект направить в Главгосэкспертизу. И после того, как будет получено положительное заключение, можно уже будет говорить о каких-то конкретных фирмах. Однако, я знаю, что генеральный подрядчик ведет переговоры с несколькими компаниями. Их, по меньшей мере, пять. Это компании в том числе зарубежные: это компании Китая, Тайваня, Сингапура», — сказал он.
Глава ГК «Автодор» Сергей Кельбах сказал в интервью ТАСС, что госкомпания «Автодор» планирует подготовить параметры транспортного коридора «Европа — Западный Китай» до конца года: «Параметры всего проекта, а по территории РФ пройдет порядка 2,3 тыс. км, мы сейчас только формируем. И окончательные финансово-экономические показатели будут готовы только до конца года», — сказал он.
«Но мы уже знаем, что с нами очень активно работают китайские и банки, и инвестиционные компании, мы активно обсуждаем (параметры — ред.) с арабскими фондами», — отметил Кельбах.
Проект транспортного коридора подразумевает возрождение Шелкового пути, по которому 10 веков назад проходили торговые караваны из Азии в Европу. Автомагистраль предполагает рекордную протяженность: по России — более 2200 км, Казахстану — 2787 км, Китаю — 3425 км. Скоростная трасса протянется от Санкт-Петербурга через Московскую, Нижегородскую области, Татарстан, Башкортостан, Оренбургскую область и далее через Казахстан до морского порта Ляньюньган в Китае.
Вечером первого дня запланирован ужин президента РФ Владимира Путина с главами крупнейших инвестиционных и суверенных фондов мира. По словам главы Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилла Дмитриева, на нем будут присутствовать представители более чем 27 фондов из 16 стран, включая США, Саудовскую Аравию, Китай, государства Европы и Ближнего Востока. По мнению главы РФПИ, это показывает интерес, который сохраняется к России среди долгосрочных инвесторов.
Форум последние годы собирает тысячи предпринимателей, которые используют площадку ПМЭФ для формального и неформального обсуждения бизнес-проектов. В этом году ПМЭФ принимает представителей 1,6 тыс. компаний, из которых 450 представляют иностранный бизнес.
Добавить комментарий