Россия отмечает 120-летие со дня рождения легендарного генерального конструктора самолетов Павла Сухого
Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 года в небольшом белорусском селе Глубокое. Окончив в 1925 году Московское высшее техническое училище, работает в ЦАГИ под руководством Андрея Туполева. Первая работа – истребитель И-4, затем – цельнометаллический И-14, ряд других проектов. В 1932 году Павел Сухой назначается ответственным руководителем по проектированию и постройке самолета РД («рекорд дальности» – АНТ-25). В 1934 году на этом самолете установлен мировой рекорд дальности и продолжительности полета по замкнутому маршруту. В 1937 году экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова совершают на нем легендарные перелеты через Северный полюс в Америку, передает ДВ-РОСС со ссылкой на пресс-службу компании «Сухой».
В 1938 году на самолете ДБ-2Б «Родина», проектирование и постройка которого велись под руководством Павла Сухого, экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой осуществляет рекордный перелет на дальность.
В 1938–1939 г.г. Павел Осипович принимает участие в конкурсе на создание ближнего бомбардировщика «Иванов» и побеждает в нем. С этой победой приходит возможность организовать самостоятельное конструкторское бюро. Первенец – Су-2 успешно испытан, строится серийно. Самолет участвовал в Великой Отечественной войне в качестве штурмовика и ближнего бомбардировщика. Экипажи более 900 самолетов Су-2 героически сражались в первые годы в Бессарабии, Белоруссии, у стен Сталинграда.
Работы по созданию еще более совершенных боевых машин проводились в трудные военные годы. В 1943 году за создание штурмовика Су-6 Павел Сухой удостоен Сталинской премии I степени.
В 1945 году проектируется Су-9 – опытный реактивный самолет. Началась эра реактивной авиации, где талант Павла Осиповича развернулся в полную силу. До 1949 года создаются самолеты Су-9, Су-11, Су-15, Су-17, где в тесном содружестве с авиационной наукой и, прежде всего, с ЦАГИ отрабатываются новые конструкторские решения. Однако в 1949 году правительство, изменив приоритеты, расформировывает конструкторское бюро. Павел Осипович работает заместителем Андрея Туполева. Под его руководством создается модификация Ту-2 – самолет УТБ. В мае 1953 года Павел Осипович снова становится во главе самостоятельного КБ. Начался второй этап его деятельности как главного конструктора. Он назначен руководителем КБ-1, коллектив которого с середины 1952 года занимался изучением трофейного американского истребителя «Сейбр». В октябре 1953 года Павел Осипович получил в свое распоряжение производственный коллектив завода № 51. На новой территории были развернуты работы по новым самолетам. Самолет С-1 взлетел в начале сентября 1955 года, то есть практически через два года после начала работ. Еще через полгода впервые поднялся в воздух самолет Т-3.
В дальнейшем под руководством Павла Осиповича было создано несколько типов самолетов со многими модификациями, каждый из которых являлся прорывом в отечественной и мировой авиационной науке и технике: Су-24, Су-25, Су-27. В сентябре 1975 года на 81 году жизни Павел Осипович Сухой скончался. В декабре 1975 года «за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники» Павлу Сухому (посмертно) была присуждена медаль имени А.Н. Туполева, а в 1997 году – Государственная премия.
Коллективом ОКБ Сухого создано более 100 типов самолетов и их модификаций, около 50 из них выпускалось серийно. Общее число серийно выпущенных самолетов превышает 11 000 единиц. Более 2000 самолетов поставлены в 30 стран мира. На самолетах марки «Су» установлено 52 мировых рекорда.
Одной из важнейших заслуг П.О, Сухого – создание научной школы. Основанный им коллектив конструкторского бюро функционирует уже 75 лет. В нем сформировались свои методы, приемы, традиции, особые человеческие отношения. Это позволяло решать задачи, которые отдельному ученому, сколь бы гениален он ни был, оказывались не под силу. Созидательная работа созданного П.О. Сухим конструкторского бюро продолжается по сей день. Создаются самолеты следующих поколений. Практическая деятельность во всех ее проявлениях, подтвердила эффективность принципов его научной школы.
Авиаконструктор Павел Осипович Сухой относится к числу тех людей, которыми по праву гордится страна. Постоянный поиск новых решений, инженерная интуиция, большая творческая смелость Павла Осиповича позволяли ему работать над разнообразными проблемами авиастроения. Он учил своих коллег не бояться новых решений, «езда в незнаемое» была стилем его более чем полувековой творческой деятельности. И среди великолепных боевых машин, созданных авиационными конструкторами, еще не раз вызовет восхищение стремительный полет первоклассных самолетов, которым дал путевку в жизнь Павел Осипович Сухой.
Добавить комментарий