Бывший премьер-министр Юкио Хатояма вместо нынешнего правительства Японии извинился за жертвы борцов за свободу и независимость Кореи
В центре столицы КНДР Пхеньяна на склоне горы Моранбон высится монумент «Освобождение» — одно из немногих таких мест в Корее, где на памятной плите можно прочитать, что именно Советская Армия освободила корейский народ от японцев. Об этом факте помнят, но стараются не афишировать, чтобы не принизить роль первого северокорейского президента Ким Ир Сена, которого и считают главным победителем во всем.
На территории Кореи бои с японцами в августе 1945 года вели части 25-й армии 1-го Дальневосточного фронта совместно с моряками Тихоокеанского флота. Американские войска высадились на территории Южной Кореи уже после капитуляции Японии 8 сентября 1945 года, чтобы предотвратить распространение коммунизма на территорию всего Корейского полуострова.
В соответствии с решением Потсдамской (Берлинской) конференции, Корея оказалась разделенной, как предполагалось, временно. На севере действовала Советская гражданская администрация, на юге — Американская военная администрация. Усилия по созданию единого демократического правительства Кореи провалились, США организовали проведение выборов в Южной Корее, а 6 июля 1948 года была утверждена конституция Республики Корея. Вслед за этим 10 сентября того же года было провозглашено образование КНДР и сформировано её правительство.
Как КНДР не признала законность существования Республики Корея, так и Южная Корея не признала законность социалистического государства к северу от нее. В 1950-1953 годах шла война на Корейском полуострове, в которой на стороне южан воевали под флагом ООН войска США, а за КНДР вступился Китай, и окончилась она подписанием соглашения о перемирии.
Все последующие попытки Пхеньяна подписать мирный договор с США были проигнорированы Вашингтоном и оба корейских государства до сих пор живут в положении ни войны, ни мира.
На какой-то период, после наступления нового тысячелетия, в Южной Корее к власти пришло демократическое правительство, которое начало политику «солнечного тепла» в отношении КНДР. В отношениях между двумя корейскими государствами впервые начался период примирения, обменов и сотрудничества, вселявший в людей надежду на воссоединение.
С 2008 года у власти в Сеуле вновь оказались консервативные силы, которые отвергли все достигнутое в деле национального примирения, поскольку Пхеньян создал ядерное оружие и ракетные технологии под предлогом защиты от угрозы США на фоне войны в Ираке.
Сейчас у власти в Сеуле находится Пак Кын Хе — дочь бывшего южнокорейского диктатора Пак Чон Хи, при котором Республика Корея в 1970-е годы достигла мощного экономического скачка. Её отношения с нынешним руководителем КНДР Ким Чен Ыном — внуком первого президента Ким Ир Сена, и сыном бывшего руководителя страны Ким Чен Ира не сложились с самого начала, да и вряд ли могли сложиться с учетом их родословных.
Северную и Южную Корею разделяет демилитаризованная зона (ДМЗ), проходящая зигзагом близ 38-й параллели. Это — полоса четыре км в ширину, протянувшаяся от Желтого до Японского моря, и её считают самой закрытой и самой опасной границей в мире. Зону оцепляют стальные ограды с током, противотанковые заграждения, и территория ее плотно заминирована.
Как сообщалось ранее, 4 августа два южнокорейских солдата подорвались на мине при очередном обходе у своего поста в ДМЗ в 400 метрах к югу от военно-демаркационной линии. Сначала южнокорейское командование исключило причастность к этому Северной Кореи, но несколько дней спустя Сеул завил, что это была не иначе как «северокорейская провокация», поскольку мины были такие же, как у северян. Пхеньян отверг эти обвинения, заявив, что если бы было нужно, то Корейская народная армия применила бы более мощное оружие, чем связка из трех противопехотных мин.
В центральной части ДМЗ расположен пункт переговоров Пханмунджом, где расположены несколько бараков так, что военно-демаркационная линия пересекает вдоль стоящие там столы с тем, чтобы противники могли встречаться и говорить, не пересекая границу. В этих бараках до 90-х годов проводились заседания Военной комиссии по перемирию в Корее, во время которых американские и северокорейские офицеры просто обменивались обвинениями по поводу имевших место инцидентов в ДМЗ. Затем КНДР отказалась от участия в этих заседаниях, когда США посадили за стол переговоров южнокорейского офицера.
Дело в том, что Республика Корея не участвовала в подписании соглашения о перемирии после войны 1950-1953 годов, и в Пхеньяне не захотели вести диалог с представителем Сеула.
Но именно через ДМЗ, несмотря на минные поля и прочие преграды, проходит асфальтированная дорога в Северную Корею, по которой каждый день курсируют около 1000 жителей Южной Кореи. Они работают в южнокорейской индустриальной зоне Кэсон, на территории КНДР, и этот «технопарк» виден как на ладони со смотровой площадки южнокорейских военных.
Кэсонская индустриальная зона — продукт политики «солнечного тепла» уже ушедших из жизни южнокорейских президентов-демократов Ким Дэ Чжуна и Но Му Хёна. В Кэсоне работает около сотни фирм из Южной Кореи, использующих дешевую северокорейскую рабочую силу. Компании продолжают работать, несмотря на замораживание практически всего остального экономического сотрудничества двух корейских государств.
Северокорейская армия насчитывает более миллиона человек при численности населения КНДР примерно в 25 миллионов. И это не считая резервистов и военной подготовки практически всего населения в рамках курса «превращения всей страны в крепость». В Южной Корее насчитывается 630 тысяч военнослужащих вооруженных сил страны, а также 28 тысяч американских военных.
Ежегодно американцы проводят в Южной Корее масштабные военные учения, прежде всего под кодовым названием «Ыльчи — Фокус ленз» с привлечением дополнительных сил со своих военных баз за рубежом и новейших вооружений, включая бомбардировщики, способные сбрасывать атомные бомбы. В КНДР эти учения рассматриваются однозначно как подготовка к войне против неё, несмотря на заявления из Вашингтона и Сеула о том, что они носят оборонительный характер.
Северная Корея неоднократно предлагала ввести мораторий на такие военные учения для налаживания межкорейского диалога, тем более прецедент тому уже был в лучшие годы при ослаблении напряженности в Корее. Призыв этот игнорируется, США и Сеул в ответ требуют от Пхеньяна демонстрации намерения отказаться от ядерного оружия и ракетных разработок.
Хотя в КНДР пока воздерживаются от пусков баллистических ракет и ядерных испытаний, наблюдатели в Сеуле и Вашингтоне ожидают, что они могут быть возобновлены в эти дни в качестве «провокаций».
Второй фактор напряженности — попустительство сеульских властей подрывным действиям антипхеньянских организаций, которые забрасывают с помощью надувных полиэтиленовых баллонов в КНДР оскорбительные для руководства этой страны листовки, доллары наличными, а также DVD-диски со скандальным голливудским фильмом-комедией «Интервью» о покушении на нынешнего северокорейского лидера.
Как заявил РИА «Новости» южнокорейский эксперт по отношениям с КНДР Чон Сон Чан, руководитель отдела стратегии национального объединения Сеульского Института имени короля Седжона, если южнокорейское правительство не предотвратит забрасывание листовок на Север, то Пхеньян «может в какой-либо иной форме пойти на рост военной напряженности в демилитаризованной зоне».
Как сказал Чон Сон Чан, после прихода к власти нынешнего правительства Южной Кореи в её обществе очень активизировалась дискуссия о «воссоединении», однако трудно найти кого-то, серьезно обсуждающего более первостепенную задачу достижения мира.
«Юг и Север Кореи когда-нибудь воссоединятся, но сейчас прежде всего необходима договоренность о мирном сосуществовании, усилия и диалог для ослабления военной напряженности», — подчеркнул эксперт.
По случаю 70-летия освобождения Кореи формальный глава государства в КНДР, председатель президиума Верховного народного собрания Ким Ён Нам заявил накануне на торжественном собрании в Пхеньяне: «Отношения Севера и Юга не смогли вырваться из наихудшего гибельного состояния, а на пути воссоединения Родины — огромные препятствия и трудности». При этом он призвал дать отпор «сторонникам раскола», сильнее сплотиться вокруг высшего лидера страны Ким Чен Ына и наращивать военную мощь.
Как передало южнокорейское информационное агентство «Рёнхап», телевидение КНДР показало на днях кадры стрельбища на священной для корейцев горе Пэктусан у границы с Китаем, где в качестве мишени просматривалась фигура с фото-изображением президента РК Пак Кын Хе. Этот факт был сочтен как оскорбление в Южной Корее, равно как и резкие выражения, которые пресса КНДР использовала в отношении главы южнокорейского государства.
Особое значение для корейцев в канун 70-летия освобождения имела позиция Японии, которую озвучил накануне премьер-министр этой страны Синдзо Абэ. Он выступал после заседания кабинета министров, который одобрил его заявление.
Судя по реакции, Абэ разочаровал корейцев, лишь сославшись на прежние извинения японского правительства и заверив, что эта позиция останется твердой. При этом он упомянул слова «агрессия» и «колониальное господство», призвав не допустить их повторения вновь. При этом он не уточнил, что речь идет именно о преступлениях Японии в соседних азиатских странах.
Как сообщалось ранее, министр иностранных дел Южной Кореи Юн Бён Се во время телефонного разговора с его японским коллегой Фумио Кисидой заявил, что Сеул изучит позицию Токио, но «важнее всего искренние действия японского правительства».
В частности, корейцы настаивают на признании фактов насильственного использования кореянок в годы войны в борделях для японских солдат и выплаты компенсаций оставшимся среди них в живых.
На этом фоне внимание корейцев привлекло появление в Сеуле перед годовщиной капитуляции Японии бывшего японского премьер-министра Юкио Хатоямы, который почтил память погибших участников антияпонской борьбы в Корее в колониальные годы. При этом он извинился в ходе пресс-конференции в Сеуле вместо нынешнего правительства Японии за жертвы борцов за свободу и независимость Кореи.
Добавить комментарий