На большую землю вернулись учёные-полярники с дрейфующей сезонной станции «Северный полюс»
Станция открылась 11 апреля 2015 года в семи километрах от Северного Полюса. За долгие четыре месяца льдина прошла более семисот километров.
Первый вице-президент Русского географического общества, Заслуженный полярник России Артур Чилингаров сравнивает участников СП–2015 с папанинцами. «Ребята проявили и смелось, и мужество, и героизм, потому что в этих условиях, в районе Полюса, где никого не было рядом, 17 полярников дрейфовали и выполняли научную программу», – рассказал Артур Чилингаров.
По четыре человека в каждой палатке, раскладушки без подушек и, конечно, печка – иначе не выжить. Температура воздуха в начале дрейфа была -30°C, а концу поднялась до 0°C. Некоторые даже купались в Северном Ледовитом океане!
Полярники были полностью укомплектованы всем необходимым с самого начала путешествия, поэтому на льдине их никто ни разу не навещал. Иногда прилетал самолёт, кружил над ними, пилот спрашивал, всё ли в порядке, получал положительный ответ и улетал восвояси. Поэтому, когда с материка к ним пришёл ледокол «Капитан Драницын», они были по-настоящему рады. «Так приятно было увидеть ЛЮДЕЙ!», – смеются полярники.
Ещё бы! 17 человек на одной льдине, одни и те же лица каждый день, на огонёк заглядывают лишь белые медведи.
Были, правда, ещё два «заслуженных полярника» – собаки Шано и Фрам (гренландские ездовые, или «эспэшные арктические», – как пошутил министр природы Сергей Донской). Они должны были отпугивать непрошенных хищных гостей, но частенько они и сами прятались от них за сугробами. Дело в том, что раньше собаки работали в упряжках, и супергероями дрейфующая льдина их не сделала.
Спасаться было как-то нужно. Известно, что солдат ребёнка не обидит, а учёный не обидит белого медведя. «Зачем стрелять? Его напугали – он убежал», – рассуждают полярники. В арсенале полярников были ракетницы, шумовое оружие, – именно этим и «пугали» любопытных зверей. «Ни один представитель местной фауны не пострадал. Мы даже рыбу не ловили», – уже серьёзно говорят они.
Скучно полярникам не было. Льдина, на которой они дрейфовали, за время путешествия уменьшилась в 16 раз. Изначально она была размером примерно три на два километра, время от времени трескалась, приходилось перемещать лагерь. Когда учёных с неё эвакуировали, она превратилась в треугольник со сторонами в 500 метров.
«Жить на льдине можно очень долго. Но мы же с определённой целью туда поехали – делать науку. Когда там образовались огромные лужи, через которые надо было делать мосты, – наука отошла на второй план. Работали на то, чтобы выжить», – рассказал специалист-океанолог из Арктического и антарктического научно-исследовательского института Иван Рыжов.
Что касается науки. На 88-й параллели северной широты издалека, со льдины, полярники видели нарвалов. Специалисты говорят, что если эти сведения подтвердятся, то это станет настоящим научным открытием, потому что в этих водах нарвалов ещё ни разу не наблюдали.
Но это – сенсация. А вообще за четыре месяца дрейфа учёные провели целую серию научных исследований и отследили изменения окружающей среды в Арктике. «Одна рутина, – смеются полярники. – Льдина плывёт, и мы плывём вместе с ней».
«Несколько направлений – метеорология, аэрология, ледоисследования, океанография, гидрохимия, биология, зоология, магнитология. По всем этим направлениям работы были проведены в полном объёме. Какие-то технические сложности были у нас. Мы всё-таки не в тёплой лаборатории работаем, а в непосредственном соприкосновении со стихией, и проконтролировать всё нельзя», – рассказал заместитель начальника экспедиции по науке Кирилл Фильчук.
Главным героем ледяного путешествия стал повар – Анатолий Акименко. Полярники единогласно заявили, что им «очень – просто очень! – повезло». Кормил их Анатолий разнообразно.
«Однажды даже ели шашлыки!», – с ностальгией вспоминают мужчины.
Полярники не только вкусно ели, они занимались спортом, играли в футбол. Поэтому, наверное, и получилась из их команды настоящая арктическая семья.
«Как в любой семье были и ссоры, и веселье. Но люди оказались уникальными, очень повезло с коллективом», – поделился Иван Рыжов.
Чтобы забрать полярников со льдины, «Драницын» прошёл 170 миль до полярной станции и столько же обратно. Об этом рассказал капитан ледокола Александр Ерпулев. Сворачивание станции и погрузка материалов на борт заняли в общей сложности 33 часа. 10 августа началась эвакуация научного и бытового оборудования станции, и уже 11 августа ледокол отправился в обратный путь, который занял менее пяти суток. По мнению капитана, ледовая обстановка была вполне нормальной, поэтому обошлось без приключений. «Видели и похуже льды», – признался капитан.
Однако северные условия подходят не всем. В эвакуации станции также принимала участие вертолётная группа МЧС России («Капитан Драницын» располагает вертолётной площадкой). Экипаж был очень опытный, но Арктика заставила пилотов понервничать. «Туман, погода меняется не в часы, а в минуты. Взлетали – светило солнце, через 20 минут заходили на корабль – всё уже было в тумане. Летели по приборам», – вспоминает лётчик-инспектор, начальник отдела авиации Центрального регионального центра МЧС России Игорь Комаров. Конечно, в результате погрузка оборудования, научных материалов, палаток прошла без происшествий, но северную романтику пилоты забудут ещё нескоро.
В порту участников экспедиции встречали министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, первый вице-президент Русского географического общества Артур Чилингаров и губернатор Мурманской области Марина Ковтун.
«Участники дрейфа, включая двух экспедиционных собак, здоровы и готовы выполнить следующее ваше задание», – доложил министру начальник экспедиции к дрейфующей станции, руководитель экспедиционного центра РГО Александр Орлов.
Кстати, именно экспедиционный центр Русского географического общества осуществлял организационные и логистические работы по закрытию станции. По словам Александра Орлова, эвакуация прошла штатно, без каких-либо отклонений от плана.
В течение полутора суток станция была полностью разобрана и загружена на ледокол «Капитан Драницын». «Слаженная работа полярников станции-2015, экипажа ледокола, вертолётной группы МЧС России, а также помощь журналистов позволила полностью эвакуировать станцию и зачистить льдину от следов хозяйственной деятельности», – отметил начальник экспедиции.
Сергей Донской подчеркнул важность проведённых полярниками научных исследований. Осенью, после обработки материалов, ему будет представлен итоговый доклад.
«Мы планируем и дальше продолжать опыт летних станций, чтобы преемственность была сохранена. Теперь наша задача в системном режиме в рамках новой федеральной целевой программы «Мировой океан» проводить работы в большем объёме и, возможно, с новой техникой», – отметил глава ведомства. На будущий год планируется организовать новую станцию – «Северный полюс».
Россия по-прежнему является единственной в мире страной, владеющей технологией создания дрейфующих станций. Однако подходящие многолетние льдины в Арктике найти всё труднее. И Министерство природных ресурсов и экологии выступает за необходимость внедрения новых технологий для изучения северных широт. Так что вскоре на смену дрейфующим льдинам придут самодвижущиеся всесезонные платформы. Есть шанс, что они появятся в российской Арктике уже к середине 2020 годов, сообщает пресс-служба РГО.
Добавить комментарий