Комсомольские Т-50 и Су-35 стали звездами МАКСа
Если честно сравнивать, то МАКС-2015 выглядит поскромнее, чем МАКС-2013 или МАКС-2011 (международный авиационно-космический салон в г. Жуковском проходит раз в 2 года). Свою роль тут, разумеется, сыграли санкции западных стран, наложенные на Россию «за Крым и Донбасс».
Поэтому ясное небо Подмосковья с 25 по 30 августа бороздили почти сплошь самолеты и вертолеты отечественного производства. Конкуренцию им смог составить разве что французский лайнер-гигант Airbus A350. Ну, еще упомянем турбовинтовой гражданский самолет «Юнь-12F» производства КНР. А в летном шоу поучаствовала пилотажная группа «Baltic Bees» из Латвии. Вот, пожалуй, и все крылатые «иностранцы», прилетевшие на МАКС-2015.
Впрочем, в других сегментах выставки зарубежные гости проявились достаточно ярко, презрев санкционный пресс. По информации устроителей МАКСа, свою продукцию или услуги здесь представили около 150 компаний из двух десятков стран, в том числе из Бельгии, Франции, Германии, Швейцарии, Чехии, Ирана, США, Канады, Японии.
Российских участников было вчетверо больше – порядка 600. Соответственно, львиная доля экспонатов отмечена маркой «Сделано в России», что на самом деле не может нас не радовать.
Особый повод для радости — у жителей Комсомольска-на-Амуре и Хабаровского края, во многом благодаря труду которых программа авиасалона получилась зрелищной и многообещающей в плане коммерческого успеха.
Звездами МАКСа стали боевые самолеты Т-50 (проект ПАК ФА) и СУ-35 производства Комсомольского-на-Амуре авиазавода имени Гагарина. Под впечатлением от грозных и красивых машин оказались не только тысячи зрителей, но и потенциальные заказчики. Не случайно, именно в «салонные» дни было объявлено о планах Министерства обороны РФ закупить еще 48 истребителей СУ-35, удвоив группировку самолетов такого класса в Воздушно-космических силах страны. Соответствующий контракт близок к подписанию, сообщил президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь. По словам главы ОАК, «для КнААЗа данный контракт крайне важен, он определяет уровень его загрузки вплоть до 2020 года». Что касается истребителя пятого поколения Т-50, то его серийный выпуск начнут в следующем году после завершения программы испытаний. «Истребитель показывает прекрасные результаты», — доложил журналистам главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев.
Всеобщего внимания удостоилось на МАКС-2015 и другое изделие комсомольских авиастроителей, что немного странно, поскольку гражданский лайнер Сухой Суперджет 100 (Sukhoi Superjet 100, SSJ 100) новинкой давно не является. Самолет выставляли на двух предыдущих салонах в Жуковском, не говоря о том, что пять десятков пассажирских «бортов» летают по России и миру. Однако, производителям и эксплуатантам авиалайнера этого явно мало. Отсюда планы взять новые высоты, благо, и государство заинтересовано в более активном продвижения отечественной авиатехники.
Открывая 25 августа авиасалон, президент России Владимир Путин анонсировал заключение на МАКСе «серьезных соглашений», касающихся, в том числе, самолета Сухой Суперджет 100. И действительно, в тот же день состоялось подписание ряда контрактов. Самый крупный – между Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) на поставку 32 Суперджетов с опционом еще на 28 лайнеров. Стоимость сделки превышает $1 млрд, а с учетом опциона — $2 млрд. Лайнеры будут передаваться в аренду российским и зарубежным перевозчикам, среди которых авиакомпании «Ямал», «Red Wings», «Якутия», «Тувинские авиалинии», «Бурятские авиалинии», а также SCAT из Казахстана… В свою очередь, Внешэкономбанк договорился с авиастроителями о финансировании поставок десяти SSJ 100 мексиканской авиакомпании Interjet, которая уже эксплуатирует 17 таких машин. Будет наращивать свой парк за счет продукции «Гражданских самолетов Сухого» и «Аэрофлот». Как заявил в ходе салона президент ГСС Илья Тарасенко, до конца 2015 года главная российская авиакомпания подпишет контракт на закупку еще 20 воздушных судов в дополнение к 30 существующим. Сумма сделки составит примерно $720 млн.
Безусловно, от реализации этих планов должны выиграть все участники, включая жителей Хабаровского края – «малой родины» SSJ 100.
На подъем экономики Хабаровского края нацелено соглашение о партнерстве между правительством региона и Объединенной авиастроительной корпорацией, которое подписали в ходе МАКСа губернатор Вячеслав Шпорт и президент ОАК Юрий Слюсарь. Стороны договорились совместно решать задачи по развитию промышленного потенциала авиационных предприятий, расположенных на территории края, подготовке квалифицированных кадров, привлечению инвестиций.
«Этот документ – опорный, фундамент, на котором должны расти кирпичики взаимоотношений между нашим авиационным краем и Объединенной авиационной корпорацией», — так оценил соглашение Шпорт.
Один из важнейших «кирпичиков» — ТОСЭР, территория опережающего социально-экономического развития «Комсомольск», где планируется наладить выпуск деталей для отечественной авиатехники. Это позволит увеличить выпуск самолетов, сократив в то же время зависимость предприятия от зарубежных поставок. Последнее особенно актуально, учитывая санкционные риски.
— Есть угроза, что санкции негативно повлияют на производство Суперджета, поскольку в самолете велика импортная составляющая? – интересуюсь у губернатора Шпорта.
— Это, конечно, вселяет некую тревогу, — делится мыслями глава региона. — Сегодня в кооперации по программе SSJ 100 участвует более 30 компаний из 11 стран мира. Там заняты десятки тысяч людей на заводах, но пока, к нашей радости, работа идет без сбоев. Потому что всем выгодно создание такого самолета, который является мировым лидером в своем классе, чтобы он продавался. Думаю, разум в этом плане должен быть на первом месте. Пока торможения в поставках нет. Надеюсь, что и не будет.
— Тем не менее, в Хабаровском крае идет работа по замещению импортных комплектующих.
— Мы готовимся, конечно. В том числе и в рамках создания территории опережающего социально-экономического развития в Комсомольске-на-Амуре. Планируем построить там несколько предприятий, которые будут заниматься изготовлением импортозамещающих деталей и агрегатов. Практически уже все нужные документы подписаны, формальные процедуры пройдены, остается разрешить некоторые вопросы – и можно приступать к практической работе.
— А сколько в этом году выпустят Суперджетов на заводе ГСС в Комсомольске?
— Думаю, самолетов 35-40 должно быть. Там их могут выпускать в таком количестве – вот главное! Задача по бизнес плану — выйти на 60 самолетов в год.
— И как, динамика положительная?
— Динамика правильная, хорошая. Развитие идет в соответствии с действующим проектом, который был утвержден в начале запуска самолета.
Свидетельства развития можно было видеть на аэродроме в Жуковском, где выстроились шеренги воздушных судов — экспонаты МАКСа. Здесь и два наших Суперджета. Один из них привлек особое внимание – нет, уже не внешним видом, к чему многие привыкли, а нестандартным внутренним содержанием. Компания «Гражданские самолеты Сухого» представила публике бизнес-версию лайнера с интерьером повышенной комфортности. А скоро семейство самолетов SSJ 100 пополнит модель с улучшенными взлетными характеристиками. Идет работа и по созданию удлиненной версии воздушного судна. Так что, прогресс налицо.
Посетители МАКСа имели возможность понаблюдать за Суперджетом «в деле» — лайнер участвовал в летной программе, демонстрируя отличные пилотажные качества.
Сергей Аулич.
Фото автора и Анны Акулич
Москва – Жуковский.
Добавить комментарий