11 сентября во Владивостоке откроется выставка, посвященная святителю Николаю Японскому
В первой половине ХIХ века Япония была отсталой феодальной страной. Верховная власть была в руках военных правителей — сёгунов, которые активно проводили политику «закрытия» страны. Первые упоминания о русских («ака-хито», то есть «красные люди») появились в японской литературе в XVII веке, когда на Дальнем Востоке появились казаки.
Христианская вера проникла в Японию в XVI веке вместе с первыми проповедями миссионеров-католиков. Их деятельность имела успех, и к началу XVII века в Японии было более миллиона верующих и около сотни храмов. Однако в это время начались гонения на христиан. Храмы были разрушены и сожжены, миссионеры изгнаны, христианство объявлено вне закона, за принадлежность к нему наказывали смертной казнью. Всё переменилось, когда на японскую землю впервые ступил иеромонах Николай. Его стараниями Япония стала ближе и понятнее России, а дружба двух народов – реальнее.
Будущий Святитель Николай Японский, Иван Дмитриевич Касаткин. Родился 1 августа 1836 года в Смоленской губернии. Несмотря на крайнюю бедность, мальчика отдали учиться сначала в Вельское духовное училище, а затем в Смоленскую семинарию, куда он пришёл пешком, преодолев расстояние свыше 150 вёрст. В 1856 году он блестяще окончил курс семинарии и был отправлен в Петербургскую духовную академию.
Решение принять монашество и ехать в Японию пришло неожиданно: Иван увидел объявление о том, что в церковь русского консульства в Хакодате требуется священник. 21 июня 1860 года он был пострижен в монахи и вскоре отправился в далёкий путь. Спустя четыре года пребывания в Японии им был обращён ко Христу первый японец – языческий жрец Савабе.
Святитель был единственным русским человеком в Японии во время войны 1905 года. Рискуя жизнью, он остался с Японской православной церковью. Будучи сам горячим патриотом России, епископ Николай ясно понимал, что такой же патриотизм нужен и для Японии, поэтому он настойчиво требовал от своих последователей, чтобы они были верными сынами своей страны. Православным японцам святитель Николай благословил молиться о даровании победы их императору. Но сам во время войны в общественном богослужении не участвовал – не мог молиться о победе Японии над его Отечеством.
Император Николай II по окончании русско-японской войны, 9 октября 1905 года, так писал Николаю:
— Вы явили перед всеми, что Православная Церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет любовью все племена и языки. В тяжкое время войны, когда оружие брани разрывает мирные отношения народов и правителей, – Вы, по завету Христову, не оставили вверенного Вам стада, и благодать любви и веры дала Вам силу выдержать огненное испытание и, посреди вражды бранной, удержать мир веры и любви в созданной Вашими трудами Церкви.
Дополнительная информация доступна на сайте музея.
Добавить комментарий