Члены жюри ФИПРЕССИ кинофестиваля «Меридианы Тихого» поделились своим мнением о современном азиатском кино и критиках-любителях
XIII международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого» продолжается во Владивостоке. Стартовали показы фильмов в конкурсной программе. Всего за победу на «Меридианах Тихого» борются десять полнометражных и десять короткометражных фильмов из 14 стран АТР. Их оценивают три состава международного жюри, в том числе жюри, представляющее Международную федерацию кинопрессы (FIPRESCI, ФИПРЕССИ). На пресс-конференции во Владивостоке члены жюри Алексей Гусев (Россия), Николь Сантэ (Нидерланды) и Анчали Чеворапорн (Таиланд) рассказали о том, как будут оценивать фильмы, поделились своим мнением о настоящем и будущем азиатского кино, а также поведали об опасности все возрастающего интереса к документальному кино. Об этом передает ДВ-РОСС.
Примечательно, что в этом году ФИПРЕССИ отмечает 90-летие со дня своего образования. За это время призы этой международной организации на ведущих кинофестивалях мира получили около тысячи фильмов. Во Владивостоке жюри ФИПРЕССИ работает с 2014 года.
О членах жюри ФИПРЕССИ
Алексей Гусев (Россия)
Кино- и театральный критик, киновед, педагог, режиссёр. Руководитель раздела «Мировое кино» издания «Новейшая история отечественного кино. 1986-2000». Член редколлегии издательства «Сеанс». С 2007 преподаёт в СПбГУКиТе, ведёт мастерскую киноведов. С 2012 Алексей Гусев — член ФИПРЕССИ. Работал в качестве члена жюри ФИПРЕССИ на Московском МКФ, МКФ в Мишкольце (2012), Вальядолиде (2012), Братиславе (2013), Кинофестивале документального кино в Салониках (2014) и МКФ в Берлине (2015). С 2012 года ведёт авторскую программу «Фабрика Люмьер» на радиостанции «Нева ФМ», за которую получил приз «Золотое перо» в номинации «Арт-критика» (2013).
Николь Сантэ (Нидерланды)
Кинокритик, Член коллегии киножурналистов Нидерландов. Живет и работает в Амстердаме. Публикуется в изданиях NOORD-HOLLANDS DAGBLAD, FILMKRANT, OOR, HET GOEDE LEVEN. Работала в качестве члена жюри ФИПРЕССИ на международном кинофестивале Фестроя в Португалии (2009), Cinéma Tous Ecrans в Женеве (2010), МКФ в Рейкьявике (2011), Роттердаме (2012), Стамбуле (2012), Стокгольме (2013) и Братиславе (2015).
Анчали Чеворапорн (Таиланд)
Кинокритик. Более 20 лет тексты Анчали Чеворапорн выходят в тайских и зарубежных изданиях (Siam Rath, Image Magazine). Она также публикуется в Корее, Испании, Франции, Великобритании, Японии, в том числе и в журналах Cahiers du cinéma и Variety. Работала консультантом для МКФ в Удине (Италия) и МКФ в Венеции, а также для программы «Неделя критики» Каннского МКФ. Обладатель национальной премии «Лучший кинокритик» и «Лучший писатель» (2002). С 2002 года реализует исследовательские проекты, посвященные азиатскому кино. Является автором нескольких книг о тайском и азиатском кинематографе.
Об отличиях в работе основного жюри и жюри ФИПРЕССИ
Алексей Гусев: члены международного жюри смотрят фильмы из конкурсной программы и выбирают, по их мнению, лучший. В своей работе они руководствуются теми те принципами, что и члены основного международного жюри. В частности, они оценивают качество, цельность и системность эстетического высказывания. При этом если в основное международное жюри входят кинематографисты-практики (режиссеры, актеры, сценаристы и так далее), то в жюри ФИПРЕССИ — теоретики. Возможно, первые более чутко улавливают те или иные стороны фильма, связанные с их непосредственной работой, чем критики. Между тем, критерии «плохой — хороший» обычно сходятся у разных составов жюри, и в итоге они будут выбирать из трех-четырех фильмов.
Николь Сантэ: в большинстве случаев жюри ФИПРЕССИ выбирает не тот фильм-победитель, что и основное жюри. Иногда оно отдает предпочтение более смелым и экспериментальным работам, чем основное жюри. Такая разница объясняется тем, что критики непосредственно не вовлечены в процесс производства кино.
Анчали Чеворапорн: хорошо, что узкие профессионалы входят в состав международного жюри. Мой же подход к началу работы по оценке фильма — начинать ее лишь со чтения сценария. Я не стараюсь получить максимальную информацию о фильме или режиссере непосредственно перед просмотром. То, что будет на экране, — это и есть то, что я хочу узнать о фильме. При оценке фильмов сегодня я уделяю большое внимание тому, как режиссер рассказывает о своей стране. Второй основной критерий — как он использует особый киноязык.
О месте кинофестиваля «Меридианы Тихого» в «мировом рейтинге»
Алексей Гусев: подобный вопрос не имеет смысла, кинофестивали не соревнуются между собой, а качество конкретного фестиваля определяется его собственной программой.
О принципе отбора критиков для работы на том или ином фестивале
Анчали Чеворапорн: сначала мы сами выбираем фестивали, на которые хотели бы поехать, а потом ФИПРЕССИ принимает окончательное решение по кандидатурам.
Алексей Гусев: ранее члены жюри ФИПРЕССИ, которые работают во Владивостоке, не встречались друг с другом. После завершения фестиваля они работают над текстами, посвященными киносмотру. Такие материалы публикуются на сайте организации, также критики готовят материалы для изданий, с которыми сотрудничают. В частности, я буду писать для журнала «Сеанс».
Николь Сантэ: я напишу о фестивале в специализированном голландском журнале о кино, а также в ежедневной газете.
Анчали Чеворапорн: я обычно пишу на тайском для местных изданий, так как в Таиланде жители страны обычно не читают англоязычную прессу. Кроме того, для молодой аудитории я веду сайт, на котором рассказываю о кино. Критические материалы я публикую в специализированном издании.
О российском кино в Таиланде
Анчали Чеворапорн: сегодня в Таиланде трудно найти российское кино, его здесь практически не показывают, хотя при этом можно увидеть кино из других европейских стран. Поэтому в нашей стране нужно проводить специальные фестивали современного российского кино.
Чем отличается азиатское кино?
Николь Сантэ: для меня этот вопрос связан и с семейной жизнью, мои родители из Индонезии, которая раньше была голландской колонией. На мой взгляд, основная разница — это особый кинематографический язык, у зрителя есть больше возможностей для интерпретации того, что он видит на экране. При этом часто это кино мистическое или волшебное.
Об отказе от производства фильмов на кинопленке
Алексей Гусев: согласен с тем, что отказ от «пленочного» кино — это печальное явление. Сегодня переход от пленочных к цифровым технологиям представляется бесповоротным. При этом кино, которое является лучшим способом отслеживания истории человечества, переходит от плёнки к цифре, потому что не может врать. Скажется ли такой переход на то, что сферу кино заполнят дилетанты, снимающие на смартфон? Думаю, нет, работа профессионалов всегда будет востребована зрителем, а дилетанты, даже если и завоюют популярность, то ненадолго.
О сотрудничестве между NetPac и ФИПРЕССИ
Анчали Чеворапорн: эти две международные организации между собой мало сотрудничают. NetPac — это не только критики, как в ФИПРЕССИ, но также и другие профессионалы из области кино — режиссеры, сценаристы, продюсеры. В то же время в ФИПРЕССИ сегодня еще достаточно слабо работают в Юго-Восточной Азии. Представлять эту организацию в этом регионе — это новый опыт, возможность получить больше информации о современном азиатском кино.
Что интереснее: смотреть кино или писать о нем?
Николь Сантэ: это сложный вопрос, и я ранее не думала об этом. Самое захватывающее — это ожидание, предвосхищение сеанса, когда приходишь в кинотеатр. Именно этим такой просмотр и отличается от домашнего просмотра. В кинотеатре ты садишься в кресло, начинает работать экран, и ты погружаешься в новый для себя опыт… Писать о кино тоже интересно, при этом сначала долго думаешь о том или ином фильме, но потом удается сформулировать удачную идею, которую затем раскрываешь в материале. В итоге когда я пишу о кино, я лучше понимаю его. Работать я начинаю уже во время просмотра, делая кое-какие заметки, которые потом раскрываю в материале.
Как относиться к непрофессиональным блогерам, пишущим о кино или снимающим видеоотзывы?
Алексей Гусев: я ничего не имею против таких авторов до тех пор, пока они не начинают выдавать свои отзывы за профессиональную критику. Это скорее вопрос не к самим авторам, а к читателям, которые порой не видят разницу между профессиональным критиком и блогером-любителем. Когда я знакомлюсь со своими студентами на первом курсе, то спрашиваю, писали ли они ранее на «Кинопоиске» (один из крупнейших в России кинопорталов — примечание ДВ-РОСС). И, как правило, половина студентов признаются, что писали. После этого я запрещаю им это делать, потому что они начинают получать профессию и в итоге становятся профессиональными кинокритиками. Подобные отзывы в Интернете портят язык критика и иногда — сам взгляд на кино. Имеет ли кинокритик право на высказывание субъективного мнения? — нет, не имеет, такое субъективное мнение — это то, за что я не отвечаю, что дано мне от природы, это как получать гонорар только за цвет глаз — субъективное мнение складывается в том числе от темперамента и других личностных качеств, но нет от профессионализма.
Анчали Чеворапорн: зритель имеет право выбирать, какого именно критика им читать. При этом любая рецензия субъективна. Субъективное мнение можно разбить с помощью опыта и знаний — именно тогда критика будет профессиональной.
Что сегодня происходит с азиатским кино? Наблюдается некий застой или нет? Почему, не взгляд некоторых критиков, режиссеры, которые еще несколько лет назад получали награды на международных кинофестивалях, сегодня занимаются самоцитированием и не развиваются в своем творчестве?
Николь Сантэ: не сказала бы, что они цитируют сами себя, это может быть и исследование определенной темы. Сегодня появляются и новые азиатские режиссеры. В любом случае нужно посмотреть, что будет в ближайшие два года.
Анчали Чеворапорн: сегодня молодые режиссеры начинают работу в разных странах Азии, в том числе Таиланде, Малайзии, на Филиппинах и в Сингапуре. Некоторые из них объединяются и снимают кино вместе. В то же время в отличие от Японии и Южной Кореи во многих азиатских станах нет полноценной государственной поддержки кино, например, в Таиланде она крайне незначительная. Отсутствие денег — основная проблема для азиатских кинематографистов. На создание лишь одного фильма может уйти 3-4 года, большая часть времени из которых будет потрачена на поиск денег.
Смотрят ли критики кино «для души», а для работы?
Алексей Гусев: а зачем быть в профессии, если она не души? У меня много любимых фильмов, в том числе «Иван Грозный» и «Ящик Пандоры».
О возросшем интересе к документальному кино
Алексей Гусев: сегодня увеличение интереса зрителей к документальному кино схоже с тем, что происходит в книготорговле — набирает популярность так называемая дневниковая литература, мемуары, письма. Постепенно утрачивается способность зрителя понимать фильмы с полностью вымышленными образами, лить слезы на историях о таких героях. Сегодня фильм, основанный на реальных событиях, стал цениться больше, чем картина-вымысел. У такого зрительского запроса есть опасность, ведь искусство, по некоторому мнению, служит для указания на существование другой реальности, а документальное кино этому противится.
Международный кинофестиваль «Меридианы Тихого» проходит во Владивостоке с 12 по 18 сентября. В этом году в конкурсной программе и внеконкурсных секциях участвуют 157 фильмов из 45 стран. Конкурсная программа Pacific Meridian представляет 10 полнометражных и 10 короткометражных фильмов, созданных молодыми кинематографистами из 14 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Большинство лент будут впервые показаны в России. Оценивают фильмы три жюри.
Дополнительная информация доступна на сайте «Меридианов Тихого».
Добавить комментарий