СМИ: на Сахалине цены на красную рыбу зашкаливают
Региональная администрация, озабоченная экспериментом обеспечения населения острова дешевой рыбой, на cложившуюся ситуацию вряд ли способна повлиять. «Не может быть дешевым то, чего практически нет», — говорит заместитель председателя правительства, курирующий рыбохозяйственный комплекс, Игорь Быстров.
В этом году подход горбуши не оправдал даже пессимистических ожиданий. Можно сказать, в некоторые реки Сахалина и Курильских островов рыба не пришла вовсе. А прогноз СахНИРО по этому биоресурсу можно классифицировать как «пальцем в небо». Так, из обещанных наукой 132 тыс. тонн на северо-восточное побережье пришло менее 35 тыс. тонн горбуши, в южной подзоне смогли выловить и вовсе лишь четыре тыс. тонн. Можно сказать, путины здесь не было.
Не лучше ситуация и с кетой, промысел которой подходит к завершению. Эта рыба идет в ограниченное количество рек. По оценкам, и здесь прогноз оказался в два раза выше реального вылова, а на юго-западном побережье и на Итурупе, где есть рыборазводные заводы, смогли поймать порядка 30% от ожидаемых уловов.
— Есть, конечно, природные аномалии, но нельзя отрицать и эффект перелова на реках и Сахалина, и Итурупа, рыбаки какое-то время просто перестали пропускать рыбу в нерестилища, — говорит Игорь Быстров. — Это результат слепой веры в искусственное воспроизводство, которое, как думалось, в значительной мере должно заменить естественное. И это принципиальная ошибка. Развивать рыборазводные производства необходимо не вместо сохранения естественных нерестилищ, а вместе. Тогда все становится на свои места.
Нынешний неприход лососевых рыб на Сахалине обострил целый ряд проблем, которые копились годами. Одна из главных – плохое научное обеспечение рыбохозяйственной деятельности. Еще предстоит тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию, однако уже сейчас понятно, что системы прогнозирования по тихоокеанским лососям на островной территории практически нет.
— Ситуация остра не только тем, что рыба не пришла и наука не угадала. По большому счету, в Сахалинской области нет полноценного мониторинга заполнения нерестилищ. Прогноз делается по ограниченному количеству рек, никто не может достоверно сказать, сколько рыбы скатилось с нерестилищ, — говорит Игорь Быстров. – При этом, когда мы берем деньги с рыбака за рыбу в воде, качество прогноза является определяющим.
В этой ситуации самое дурацкое положение у самих рыбаков, которых можно, конечно, сегодня обвинять в том, что они сами приложили руку и «вырезали» естественные нерестилища переловами. Они пролетают по всем статьям, вложившись в подготовку к путине, заключив договоры с партнерами о будущих поставках и так далее.
К примеру, в непростой ситуации оказалось ЗАО «Гидрострой», которое сегодня пытается «подобрать» последнюю кету, чтобы оправдать затраты на путину. По признанию генерального директора ООО «Южно-Курильский рыбокомбинат» Константина Коробкова, его компания уже вовсе не строит планы с расчетом на добычу горбуши. Ставка делается на освоение новых видов биоресурсов и в том числе на строительство рыборазводного завода на о. Кунашире, по примеру «Гидростроя» на о. Итурупе. И в любом случае каждой сахалинской компании, работающей за счет лососевых, придется пересмотреть свое отношение к сохранению естественных нерестилищ.
Лариса Ларина, «Золотой Рог»
Добавить комментарий