Эксперт: «В последнее время у людей появилось понимание того, что наложение штрафов на управляющую организацию — не всегда верный инструмент воздействия»
«Совместная работа в рамках заседаний рабочей группы – положительный опыт взаимодействия. Подобные встречи мы проводили в пятом созыве, тесно работая с правительством Хабаровского края. Многие сформированные в ходе заседаний предложения были вынесены нами на федеральный уровень для их дальнейшей реализации. Думаю, конструктивной работа получится и на этот раз. Мы прекрасно понимаем, что законодательство стремительно меняется, постепенно реформируя сферу жилищно-коммунального хозяйства, влияя на жизнедеятельность населения и управляющих организаций. Лишь объединив усилия, мы способны выявить острые социальные вопросы и наметить пути их решения», — сказал в своей вступительной речи первый заместитель председателя Законодательной думы Хабаровского края Сергей Луговской.
Необходимость в подобной встрече зрела с тех пор, как завершился процесс лицензирования деятельности управляющих организаций. Результат проводимой реформы ЖКХ стал виден лишь спустя время, обнажив целый ряд пробелов в жилищном законодательстве, с которым пришлось столкнуться управляющим организациям по всей стране.
Заседание рабочей группы под председательством Сергея Луговского началось с обсуждения реализации на территории Хабаровского края соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ, подписанного 26 августа 2015 года. Согласно документу, все поставщики информации, в числе которых оказались и управляющие организации, обязаны внести в базу государственной информационной системы данные о своей деятельности не позднее четырех месяцев с момента вступления соглашения в силу. По замыслу разработчиков, интерактивные ресурсы позволят любому пользователю сайта найти необходимые сведения об управлении многоквартирным домом, информацию о тарифах и нормативах потребления, получить квитанции за пользование коммунальными услугами.
В случае несвоевременной выгрузки данных в информационную систему организациям грозят штрафы до 200 тысяч рублей. Несмотря на внушительные санкции, число зарегистрированных в системе управляющих организаций на сегодняшний день в крае составляет лишь 16,24%. В ходе заседания выяснилось, что многие из них попросту не могут выполнить требования по размещению сведений ввиду ограниченной технической возможности такого процесса.
При возникновении трудностей управляющим организациям и другим поставщикам информации посоветовали фиксировать неполадки посредством скриншотов и писем в службу технической поддержки. Подобные доказательства могут учитываться в дальнейшем при разбирательстве и установлении вины поставщика информации, своевременно не разместившего данные в ГИС ЖКХ.
Однако порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации на федеральном уровне еще не утверждены. До тех пор, пока документы по порядку очередности раскрытия информации не будут составлены и приняты на уровне правительства РФ, большинство управляющих организаций будут ограничены в своих действиях по работе в системе.
Еще один важный пункт повестки дня — введение и практическое применение на территории Хабаровского края повышенных нормативов на коммунальные услуги. Этот вопрос стоит остро только для той категории граждан, которая до сих пор не установила индивидуальные приборы учета коммунальных ресурсов. В настоящее время повышающий коэффициент составляет 20%, с нового года он составит уже 40%.
«В июне 2015 года правительством Хабаровского края были приняты соответствующие постановления по утверждению повышенного норматива на коммунальные услуги — коэффициент был применен к прежним базовым нормативам. Однако на законодательном уровне возникли противоречия в части определения перечня таких услуг. Согласно правилам предоставления коммунальных услуг (утв. постановлением правительства РФ №354 от 06.05.2011 г.) повышенные нормативы могут применяться при отсутствии как индивидуальных, так и общедомовых приборов учета отопления, холодного и горячего водоснабжения, электроэнергии, но при наличии технической возможности их установки. Однако согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (в ред. федерального закона №176-ФЗ от 29.06.2015 г.) коэффициенты применяются только при отсутствии приборов учета воды и электроэнергии. Для решения этой проблемы и устранения противоречий необходимы изменения в законодательстве на федеральном уровне», — рассказала генеральный директор СРО НП «ЖКХ-Групп» Ольга Беленькая.
Остается открытым и вопрос и о том, на какие мероприятия должны расходоваться средства, полученные в результате разницы от применения повышенных нормативов. Учитывая, что норматив, хоть и повышенный, является объемом коммунального ресурса, то плата за него поступает в пользу ресурсоснабжающей организации, а не исполнителя коммунальных услуг (управляющие организации, ТСЖ, ЖКС). Оставлять эти средства у исполнителя коммунальных услуг на реализацию энергосберегающих программ в самом доме, в соответствии с действующим законодательством, проблематично.
«По поводу применения социальной нормы комитетом по вопросам строительства, ЖКХ и ТЭК Законодательной думы Хабаровского края будет подготовлено обращение к министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаилу Меню. В случае одобрения и принятия документа нашими коллегами на заседании Думы края мы направим его на федеральный уровень», — заявил председатель постоянного комитета по вопросам строительства, ЖКХ и ТЭК Законодательной думы Хабаровского края Борис Гладких.
Третий вопрос заседания касался административной ответственности за нарушение правил содержания общего имущества или правил предоставления коммунальных услуг на нарушение лицензионных требований.
Ранее за нарушение правил содержания общего имущества или правил предоставления коммунальных услуг (далее – правила) органы государственного жилищного надзора привлекали управляющие организации по статьям 7.22 и 7.23 КоАП РФ. Суммы штрафов на юридическое лицо составляли от 40000 до 50000 рублей.
С введением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами органы госжилнадзора за нарушение тех же правил стали привлекать их к ответственности по другой статье – ч. 2. ст. 14.1.3 КоАП РФ — за нарушение лицензионных требований, за которые предусмотрены штрафы от 250000 до 300000 рублей. Колоссальные суммы могут возникнуть и от случайно сломанной дверной ручки, местами отслоившейся штукатурки или разбитого хулиганами стекла в подъезде.
При этом правила одинаковы для всех: и для товариществ собственников жилья, и для управляющих организаций. Однако ответственность ТСЖ осталась прежней, а для управляющих организаций сумма штрафов увеличилась более чем в 10 раз.
«В последнее время у людей появилось понимание того, что наложение штрафов на управляющую организацию — не всегда верный инструмент воздействия. Именно поэтому каждый второй обратившийся просит посоветовать, как можно повлиять на управляющую организацию без привлечения для этих целей надзорных органов. Соответственно, необходимо в большем объеме доносить до населения информацию об эффективной практике взаимодействия между собственниками и управляющими организациями, в том числе через СМИ», — сказал Борис Гладких.
Все предложения, озвученные участниками рабочей группы на заседании, было предложено сформулировать в письменном виде. В дальнейшем им будет дан ход и, возможно, что некоторые из них вскоре реализуются на практике.
Информацию приводит пресс-служба СРО НП «ЖКХ-Групп».
Добавить комментарий