СМИ: неутешительная статистика в очередной раз подтверждает переоценку потенциальных возможностей воздушных ворот Владивостока
За девять месяцев 2015 года МАВ обслужил 975 тыс. пассажиров на внутренних воздушных линиях и 340 тыс. — на международных. В среднем аэропорт обслуживал 4,8 тыс. человек в сутки, всего обеспечено выполнение более 12 тыс. взлетно-посадочных операций.
В 2015 году во Владивосток начали полеты новые авиаперевозчики — «КрасАвиа», «Центр-Юг» и «Катэкавиа». Появились и новые регулярные направления; так, рейсы в Чанчунь открыла китайская авиакомпания China Southern Airlines, в Улан-Удэ — авиакомпании «Центр-Юг» и «ИрАэро». Но увеличение количества рейсов и маршрутов ожидаемого эффекта не дает. В настоящее время аэровокзальный комплекс аэропорта Владивосток имеет пропускную способность 3,5 млн пассажиров в год. При этом запас пропускной способности на сегодняшний день составляет порядка 50%.
Государство вложило в модернизацию аэропорта Владивостока 12 млрд рублей. Деньги пошли на реконструкцию аэродромного комплекса, взлетно-посадочной полосы и места стоянок для самолетов. Еще около шести млрд рублей в строительство пассажирского терминала вложило АО «Международный аэропорт Шереметьево», нынешний собственник контрольного пакета МАВ. Кроме того, РЖД потратили на железнодорожную ветку для аэроэкспресса до аэропорта около восьми млрд рублей. Маршрутная сеть аэропорта Владивосток в настоящее время насчитывает более 30 направлений по России и за рубежом.
В конце февраля «Шереметьево» объявило, что победителем в конкурсе на аэропорт Владивостока стал консорциум РФПИ, Changi Airports International и «Базового элемента» (холдинг «Базэл Аэро», развивающий несколько аэропортов юга России, перед Олимпиадой в Сочи полностью перестроил аэропорт Сочи). На конкурсе были проданы 100% ЗАО «Терминал Владивосток» и 52,16% ОАО «МАВ». Консорциум предполагал заплатить за пакет около шести млрд рублей. Покупатель актива также должен выплатить кредит, который ВЭБ выделил в свое время «Шереметьево» на строительство терминала, он составляет около 1,5 млрд рублей и не входит в цену пакета. Каждый из участников консорциума, включая Changi, по итогам завершения сделки будет иметь в консорциуме равную долю в 33,3%. Вместе с РФПИ в консорциуме участвуют четыре крупных фонда c Ближнего Востока (из ОАЭ, Катара, Кувейта, Бахрейна), включая ведущие суверенные фонды региона.
В июне 2015 года гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко сообщал, что консорциум предлагает рассрочить платежи за доли в аэропорту Владивостока. Председатель совета директоров «Базэл Аэро» Андрей Елинсон в интервью «Ведомостям» предполагал, что сделка может быть закрыта в мае-июне.
«Мы продолжаем работу по закрытию сделки в соответствии с планами и финализируем последние детали договоренностей совместно с партнерами. Техническое закрытие сделки ожидается до конца текущего года», — подтвердили в РФПИ.
Подтверждение тому, что у аэропорта скоро появятся новые собственники, уже получено. Совет директоров ОАО «МАВ» назначил на 22 декабря внеочередное собрание акционеров.
В повестку дня собрания вошли вопросы о досрочном прекращении полномочий совета директоров и избрании нового состава совета. Реестр лиц, имеющих право на участие в собрании, будет закрыт по данным на 12 октября.
В совет директоров планируется внести изменения в связи с предстоящей сменой собственника контрольного пакета акций МАВ. Ожидается, что своих кандидатов в новый состав совета представят РФПИ и «Базовый элемент».
Действующий совет директоров аэропорта был сформирован на годовом собрании 30 июня. В него входят семеро человек, в том числе четыре представителя «Шереметьево»: замгендиректора по экономике и финансам Александр Олейник, замгендиректора по корпоративному развитию Александр Ильин, замгендиректора по коммерческой деятельности Игорь Гречухин, а также Сергей Сергеев. Кроме того, в совет директоров МАВ входят генеральный директор ООО «Аэро-Груз» Анатолий Сытник, его заместитель Александр Максимов и президент ОАО «УК Комакс» — председатель совета директоров ОАО «Хабаровский аэропорт» Константин Басюк.
Участники рынка считают, что перспективы аэропорта Хабаровска куда более весомы, чем у Владивостока. Но проект буксует. «Хабаровский аэропорт абсолютно привлекателен для всех финансовых учреждений. Но здесь встает старая проблема – цена денег. Японский партнер компании готов инвестировать в иенах под низкие ставки. Но, сами понимаете, сегодня прогнозировать валютный курс на долгий горизонт очень сложно. Ищем альтернативное финансирование. Проект рассматривается «Внешэкономбанком». Я крайне привержен этому проекту», — отмечал в интервью «Золотому Рогу» генеральный директор АО «Фонд развития Дальнего Востока» Алексей Чекунов.
Запланированная комплексная модернизация аэропорта Хабаровска позволит удвоить пропускную способность аэропортового терминала — до 4,7 млн пассажиров в год. Проект разработан с привлечением крупных международных компаний — Incheon International Airport Corporation, Daewoo Engineering, Assmann Beraten+Plannen.
В апреле гендиректор ФРДВ Алексей Чекунков и председатель совета директоров ОАО «Хабаровский аэропорт» Константин Басюк подписали соглашение о совместной реализации проекта строительства нового пассажирского терминала и прилегающей инфраструктуры в аэропорту Хабаровска (Новый). В частности, они договорились совместно работать над привлечением международных финансовых и отраслевых партнеров в проект.
Для реализации проекта в июне 2015 года создано АО «Международный аэропорт Хабаровск». Уставный капитал составил 130 млн рублей. 100% принадлежат ОАО «Хабаровский аэропорт». Аэропорт реализует инвестпроект на основе государственно-частного партнерства с выделением средств федерального бюджета на реконструкцию аэродрома в размере 9,1 млрд рублей и частных инвестиций на развитие аэровокзального комплекса и строительство парка Air City — 9,2 млрд рублей. Инвестиции Хабаровского края оцениваются в 400 млн рублей.
Акционерами АО «Хабаровский аэропорт» являются ЗАО «Кварц-Инвест» (79% акций), Panadero Investments Ltd. (11%) и южнокорейская Incheon International Airport Corporation (10%).
В то же время бытует мнение, что через Китай жители Дальнего Востока будут летать независимо от того, получит новое развитие аэропорт Владивостока или нет. Авиакомпании отмечают, что обслуживание в самых продвинутых азиатских и европейских аэропортах отличается в разы. Например, стоянка самолета в Токио обходится в несколько раз дешевле, чем в Хабаровске или Владивостоке.
Свежую струю в развитие проекта может внести запуск игорной зоны «Приморье» с ее огромным потенциалом в лице китайских ценителей рулетки.
Олег Клименко, «Золотой Рог»
Добавить комментарий